![]() |
Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Способы повышения чувствительности отснятых пленокСпособы повышения чувствительности отснятых пленокВ съемочной практике нередки такие ситуации: у фотографа есть и аппарат с пленкой, и экспонометр, и «блиц», а снять ничего нельзя: и л и слишком мала чувствительность пленки, или отказал источник питания лампы-вспышки, или же последней нельзя воспользоваться ввиду запрета со стороны администрации (музеи, выставки и т. п.). Выход из этого, казалось бы, безвыходного положения все же есть. Можно увеличить чувствительность отснятой пленки в лаборатории. Цветную обращаемую пленку можно перепроявить и повысить ее чувствительность в 2—8 раз, а чувствительность негативной черно-белой — в 10—50. Следует помнить, что увеличить чувствительность цветной пленки можно только в первом процессе, т.е. при черно-белом проявлении.
Однажды автор этих строк присутствовал на репетиции балетной труппы Киевского мюзик-холла. Освещение сцены было рабочим, а потому — слабым. «Блица» с собой не взял, в «Зените-В» была обращаемая пленка «Орвохром» UT-18. Экспонометр «Свердловск-2» показал: можно снимать при выдержке 1/125 с и диафрагме 5,8. Но для этого нужна была пленка чувствительностью 23 ДИН. Самым интересным в той ситуации была полная раскованность танцовщиц благодаря отсутствию официальных зрителей. Место можно было выбирать любое. Даже из первого ряда объектив «Индустар 61 Л/3» вбирал в кадр много мелких фигур, а «Зоянаром 3,5/135 мм» можно было снять из четвертого ряда три-четыре фигуры в полный рост. Пленка 18 ДИН экспонировалась как имеющая чувствительность 23 ДИНы. При проявлении в первом, черно-белом, проявителе при температуре 30°С (в этом режиме была обработана вся пленка, во всех операциях) время обработки было выбрано с учетом необходимости ввода всех поправок: 1) на то, что пленка не новая, а следовательно, в ней реальных осталось не 18, а 17 ДИН; 2) температура раствора на 5 °С выше нормы; 3) нужно добавить время на форсаж чувствительности до 23 ДИН. Напомним, что первое, негативное, изображение образуется из наиболее светочувствительных «зерен» эмульсии. Но в процессе обработки они превращаются в растворимые соли и вымываются из эмульсионного слоя. Позитивное же, цветное, изображение создается при втором, так называемом «цветном», проявлении, что улучшает структуру и общее качество изображения. Таким образом, возможность увеличить длительность первого, черно-белого, проявления позволяет значительно повысить практическую светочувствительность кинофотопленки. Происходит это, при строгом соблюдении температурного и временного режима, без заметного ухудшения качества изображения. Вуаль повышенной плотности, которая образуется при этом, полностью удаляется в процессе отбеливания. ![]() Рис. 1. Влияние температуры (t) и времени (т) черно-белого проявления на коэффициент повышения эффективной чувствительности (n) пленки «Орвохром» UT-18.
Мы воспользовались предложенной Ю. Шиловым номограммой, показывающей влияние температуры (t) и времени (т) черно-белого проявления на коэффициент повышения чувствительности (п) пленки «Орвохром» UT-18 (рис.1). Номограммой удобно пользоваться. Так, если мы желаем повысить чувствительность пленки в четыре раза при температуре 25 °С, то ее нужно проявлять 16 мин 15 с (прямая Б). При 22 °С для п = 1 время проявления составит 13 мин (прямая В).
В данном случае пленка имела чувствительность примерно 17 ДИН, так что для четырехкратного форсажа при t = 30 °С следовало принимать т = 10 мин 20 с (прямая А), причем вводить поправку на разницу в чувствительности в 1 ДИНу (около 8 ед. ГОСТа). Таким образом, в первом, черно-белом, проявителе пленку мы держали 4 мин 15 с, а в цветном при той же температуре — 3 мин 45 с. Было принято во внимание и такое соображение. Из практики обработки цветных обратимых пленок известно, что увеличение времени первого, черно-белого, проявления способствует повышению оптической плотности нижних слоев и, следовательно, уменьшению выхода красителей при цветном проявлении. Слайд будет иметь меньшую максимальную оптическую плотность с преобладанием теплых тонов. Повышение же температуры того же проявителя уменьшает степень оптической плотности нижних слоев и соответственно увеличивает в них выход красителей при нормальном цветном проявлении. В результате — преобладание сине-зеленых оттенков. В пашем случае имели место оба процесса, так что, вполне возможно, произошли компенсация и относительное выравнивание цветового баланса. Все диапозитивы получились нормальной плотности, без вуали, резкие, зерно — мелкое. Цветопередача была, конечно, не абсолютно достоверной, но вполне приемлемой. Совершенно точной она быть не могла из-за смешанного освещения сцены и ослабления части свето- и цветочувствительности пленки, а также из-за повышенной температуры обработки. Вместе с тем эти «эксперименты» над пленкой дали хорошие результаты. Следует напомнить, что такие крупные фирмы по производству пленок, как «Агфа», «Кодак», «Фудзи» и др., предусматривают форсированную обработку в фирменных лабораториях для повышения чувствительности черно-белых и цветных пленок, отснятых в неблагоприятных условиях, в частности при недостаточном освещении. Так как иногда издательства принимают цветные слайды только форматом 6Х6 см и крупнее, можно со слайда размером 24X36 мм сделать черно-белую фотографию. Контактом на пленке МЗ-ЗЛ был сделан негатив и отпечатана фотография. Пленка обрабатывалась в разбавленном в соотношении 1:1 позитивном проявителе «Агфа-130», где метол был заменен метифенидоном. Черно-белую пленку форсировать проще. Однако желательно соблюдать следующие условия: снимать на «свежих» пленках, обрабатывать их не позднее чем через три дня после экспонирования и только в свежих растворах. При таких условиях зернистость будет небольшой, вуаль — в пределах допустимых значений. Все кадры на одной пленке должны быть отсняты с одинаковой экспозицией. Для этого случая разработано много составов проявителей, мы предложим читателям гидрохинонфенидоновый: Вода дистиллированная (25—45 °С), мл 700 Сульфит натрия безводный, г 45 Метабисульфит калия, г 6 Гидрохинон, г 10 Бура, г 4 Борная кислота, г 2 Фенидон (метилфенидон), г 0,5 Калий бромистый, г 1 Бензотриазол (0,1 %-й раствор), мл 20 Вода холодная до объема, мл 1000 Рабочая температура раствора 22 °С, рН 10. При более низкой температуре активность проявителя снижается, при более высокой более интенсивно образуется вуаль. Это, кстати, присуще всем проявителям с фенидоном. Растворять фенидон нужно только в спирте, так как при растворении в ацетоне он образует крупное «зерно». Нагревать воду для растворения фенидона следует только до 70 °С, поскольку при более высокой температуре он разлагается. В 1 л проявителя можно обработать 12 пленок. В табл. 8 показана зависимость получаемой чувствительности от времени проявления. В ней даны приближенные значения чувствительности, получаемые в режиме «форсаж». Реальная чувствительность проявленной пленки будет зависеть от ее реальной изначальной чувствительности (например, сейчас в продаже бывает пленка «Фото-65» с обозначением на упаковке «63 ед. ГОСТа» и т.п.), активности проявителя, его температуры и т.д. Для начинающих любителей поясняем, что удобнее всего исходить из нужной нам и реальной чувствительности пленки в аппарате и в соответствии с этими данными обрабатывать пленку в течение определенного времени при температуре 22 °С. Предложенный проявитель является аналогом проявителя «Микрофен» английской фирмы «Ильфорд», в котором при 20 °С и удлинении времени обработки до 35 мин и разбавлении водой в пропорции 1:1 удается повысить реальную чувствительность отснятых кинофотопленок до 41 ДИНы, т.е. до 10000 АСА/ИСО или ГОСТ/ИСО. Таблица 8. Зависимость реальной светочувствительности пленки от времени проявления
![]()
![]() |
![]() ![]() |