![]() |
Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Фотографирование вечером, вечернего солнца, ночью, при свете луны и луны, утром и утреннего солнцаФотографирование вечером, вечернего солнца, ночью, при свете луны и луны, утром и утреннего солнцаС наступлением сумерек предметы и пространство постепенно утрачивают объемность, пейзаж становится как бы плоским, преобладают контуры. Фотографируя в западном направлении, экспозицию определяют по небу над линией горизонта. Объективы лучше применять с многослойным покрытием линз типа МС, поскольку они противоореольны и дают, особенно на цветных пленках, четкое изображение. Если по замыслу в кадре должно быть заходящее Солнце, а пленка в аппарате черно-белая, желательно снимать через широкоугольный объектив (благодаря ему значительно уменьшаются размер солнечного диска и интенсивность его лучей) и выбирать такой момент, когда Солнце частично прикрыто полоской облаков. На цветную пленку можно снимать через любой объектив. Чем длиннее фокус объектива, тем крупнее солнечный диск. Цветовая температура заходящего Солнца составляет 3500 К, а освещенных им облаков — примерно 2300—2400 К. Следовательно, фотографировать нужно на пленках типа Л или негативных «универсальных». Можно использовать также тип Д, но тогда изображение будет перенасыщено теплыми тонами. Из табл. 6 видно, что корректировать цветопередачу можно с помощью компенсационного фильтра «Голубой К-28». Наблюдательный фотограф, безусловно, обратил внимание на то, что диск заходящего Солнца бывает и разных размеров, и различной окраски: ослепительно белый, оранжевый, кроваво-красный; его цвет определяется степенью загрязненности атмосферы, наличием в ней серы и других элементов. Поэтому нередко эффектные по цветовой гамме снимки можно получить и на пленке типа Д. Экспозицию (если в кадре есть солнечный диск) можно определять двумя способами: а) по солнечному диску; б) рядом с ним. Нередко фотолюбители задают вопрос: «Какая экспозиция правильная?» Единственно правильной просто нет. Следует экспериментировать, и это приведет к разным результатам, к разным интересным эффектам. Из них что-то понравится нам, а что-то — кому-то другому. Чем больше недодержка на обращаемой пленке, тем сочнее фиолетовое небо и багровое Солнце; при сильной передержке тона неба блекнут, передний план становится светлее, синие тона — белесыми, багровый цвет — бледно-розовым и т.п. Это визуально непривлекательно. Опыт подсказывает: если сюжет интересный, пленку жалеть не стоит, лучше сделать пять-шесть кадров при разной экспозиции. При съемке сюжетов с Солнцем в кадре ореолы больше всех других дают «зумы» — объективы с переменным фокусным расстоянием: «Рубин-1» (2,8/37-80 мм) и «Гранит-11» (4,5/80-200 мм). Для уменьшения ореолов на слайдах нужно избегать передержки и диафрагмировать не менее чем до отметки 11. Если же мы хотим получить сильный ореол, то надо полностью открыть диафрагму и дать опять-таки несколько разных выдержек — более длинных, чем показывает экспонометр. Получим сильное сияние и ореол. Вечерняя съемка сюжетов на ярко освещенных проспектах и широких улицах, площадях крупных городов, например на Красной площади, Калининском проспекте (Москва), Невском проспекте (Ленинград), площади Октябрьской революции, Крещатике (Киев), возможна с выдержкой 1 /20 — 1/30 с при диафрагме 2 или 2,8 на черно-белые и цветные пленки чувствительностью 130-250 ед. ГОСТа. Интересные кадры получаются при съемке с высоты (балконов гостиниц, смотровых площадок, «чертова колеса»), где в кадр попадает хорошо освещенная часть городского пейзажа. При этом можно использовать искусственную подсветку памятников, зданий, фонтанов, зеленых насаждений, свет фар транспортных средств. Вечерние и ночные сюжеты значительно выигрывают, если их фотографировать во время или после дождя, в снегопад, после тумана. Влажные поверхности отражают свет фонарей, который высвечивает теневые участки; значительно обогащается тональная гамма снимков. Этот эффект усиливается праздничной иллюминацией. Снимать можно на пленках типа Д и Л чувствительностью 45 — 130 ед. ГОСТа при диафрагмах 2 — 5,6, выдержка может колебаться в зависимости от яркости освещения в пределах от 1/20 с до нескольких десятков секунд, напомним, с учетом эффекта Шварцшильда. Фейерверки и салюты снимаем со штатива при диафрагме 5,6 — 8. Выдержка зависит от желаемого эффекта. Чтобы зафиксировать дымный след ракет от старта и до падения, россыпь красочных огней, достаточно 10 — 15 с. Если фотографировать при выдержке 1 /20— 1/15 с, то получим изображения точек разного цвета. Оптимальной может быть выдержка примерно 3—5 с. Тип пленок: «универсальная», Д и Л. Человек в кадре всегда обогащает содержание снимка. При слабом освещении проходящие мимо объектива люди (при длительных выдержках) на пленке не зафиксируются; чтобы их запечатлеть, нужно воспользоваться электронной вспышкой мощностью 70—100 Дж, а для фона выдержку давать длительную. В туристических походах можно делать интересные снимки возле костров. Фигуры людей на фоне огня выйдут силуэтами; если снимать под углом 30—45° при экспозиции 5—7 с, получаем и контуры и хорошо проработанные лица, одежду, окружающую обстановку. У костра нужно снимать на пленку типа Л или «универсальную» чувствительностью 65—130 ед. ГОСТа. Оптимальные диафрагменные числа 5,6—8. Вечерняя и ночная съемки возможны и при свете Луны. Она придает ландшафту своеобразное романтическое освещение. То, что мы фотографируем днем на пленку 65 ед. ГОСТа при выдержке 1/125 с и диафрагме 8, трансформируется в 1000 с, или 16 мин. В зависимости от высоты над линией горизонта, чистоты атмосферы, фаз лунный диск отражает поляризованный свет Солнца, равный 1/100 000—1/400 000 его оригинальной интенсивности. Если воздух загрязнен (дым, дымка, смог, туман и т. п.), то выдержку для ландшафта нужно удлинить до 30 мин; если воздух кристально чистый, то при полной Луне выдержка может быть сокращена до 7—8 мин. Пленку можно взять черно-белую, а из цветных — негативную «универсальную» или типа Д чувствительностью 45—250 ед. ГОСТа. За каждые 2 мин Луна перемещается на величину своего диаметра; вместе с ней движутся и тени от нее; облака и тени в кадре получаются размытыми. Создается впечатление, что фотография сделана хмурым, пасмурным днем. Ощущение ночи, однако, можно усилить, введя в кадр зажженные уличные фонари, освещенные окна домов и т. п. В течение месяца бывает пять ночей с полной и почти полной Луной. Луну лучше снимать объективами с фокусным расстоянием 250—300 мм, при диафрагме 5,6—8, выдержке 1/60—1/125 с. Пленку используют черно-белую, цветную негативную «универсальную», обращаемую Д чувствительностью 65 ед. ГОСТа. Приятное впечатление производит сюжет с Луной, висящей низко над линией горизонта (кадр вертикальный), от которой в направлении аппарата стелется по воде светлая дорожка. Для съемки желательно выбрать такое время после заката Солнца, когда Луна уже взошла, а сумеречное освещение еще довольно сильное. Если выдержка будет слишком длительной (более 2 с), то диск Луны получится размазанным, лишенным деталей и будет выглядеть просто белым пятном. Как максимально увеличить диск Луны на фотографии или слайде (ландшафт и Луна отсняты в разное время и в разных местах), мы расскажем в разделе «Фотомонтаж». Практика подсказывает, что во время съемок вечером и ночью для сильно удаленных объектов выдержка должна быть более длительной, чем для расположенных близко. На величину выдержки влияет не только расстояние между аппаратом и предметом съемки, но и расстояние между предметом и источником, его освещающим. Довольно эффектно выглядят снимки, сделанные в бликующем и контражурном освещении, когда тени от предметов падают в сторону аппарата под углом 30 — 60° по отношению к оптической оси объектива. Фотографии с «ночным» эффектом можно снять и днем против Солнца так, чтобы его лучи не попадали в объектив, через оранжевый светофильтр 0 —2,8х или красные К-5,6Х и К-8х на черно-белой пленке с двухкратной недодержкой. В процессе позитивной печати под фотоувеличителем на черно-белой бумаге «ночной» эффект (съемка производилась днем) можно значительно усилить, если давать выдержку по светлым участкам; темные участки при этом «запечатаются». «Ночного» эффекта можно достичь, фотографируя днем на цветных негативных и обращаемых кинофотопленках ЦО-32 Д, ЦО-65 Д, «Фомахром» IID20, «Орвохром» UT-16, UT-18, UT-21 с выдержкой 1/60-1/125 с при уменьшенной экспозиции за счет прикрытия диафрагмы на два деления по сравнению с показаниями экспонометра. Проявлять цветные пленки нужно по прилагаемым к ним инструкциям. Технику ночной съемки движущихся по суше и воде с зажженными фарами транспортных средств (прием «смазки огней») мы детально рассмотрим в разделе «Приемы многократного экспонирования». Там же познакомимся с методами фотографирования молний во время грозы ночью и другими случаями фотографирования с длительными выдержками. Утренняя фотосъемка мало чем отличается от вечерней. В вечернюю пору освещенность постепенно уменьшается, а в утреннюю с такой же скоростью увеличивается. От вечера к ночи цветовая температура неба уменьшается, от ночи к утру — возрастает, составляя, однако, и для вечерних и для утренних сумерек примерно 2000 К. Цветовая температура восходящего и закатного Солнца над линией горизонта достигает примерно 3500—3600 К; освещенного неба вблизи солнечного диска, как и вечером,— примерно 2300—2400 К. Утром и вечером применяются одни и те же режимы съемки. Для цветовой корректировки используются одинаковые фильтры. В разные поры года, в разных местностях, на разных широтах красивее бывают то восходы, то, напротив, закаты. Цветовая палитра изменяется очень быстро. Поэтому к их съемке нужно готовиться заранее, успех во многом зависит от расторопности фотографа-любителя. Весьма легко можно «прозевать» интересный момент. Еще одно: лучше лишний раз нажать на спусковую кнопку, чем не нажать ни разу. То, что мы иной раз видим, не повторяется больше никогда.
![]() |
![]() ![]() |