![]() |
Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Фотографирование через бинокль или монокулярФотографирование через бинокль или монокулярДля крупномасштабных съемок, удаленных предметов нужен телеобъектив. Его, однако, может заменить стереотруба, полевой или морской бинокль, а также монокуляр, соединенные с фотоаппаратом. Практика показала, что снимки, отснятые аппаратами даль-номерной конструкции, часто выходят нерезкими, поскольку нельзя осуществить сквозной визуальный контроль кадровки и резкости изображения в системе бинокль + фотоаппарат. Особенно сильно «смазываются» снимки, сделанные с расстояния 5—30 м, тем более, если объекты подвижные.
Для получения резких, четких снимков нужно использовать зеркальные аппараты — «Алмаз», «Зенит», «Киев», «Старт», соединенные с монокуляром бинокля БПЦ 6X30, БПЦ4 8X30 или БПЦ 12X40 (рис. 9, 10). В такой системе один монокуляр служит телевидоискателем с высокой светосилой и большой разрешающей способностью, а второй — телеобъективом. Оптические свойства и конструкция системы. Если использовать монокуляр шестикратного бинокля и светосильный объектив «Гелиос 44-2» (1:2/58 мм), то общая оптическая система бинокль + аппарат будет соответствовать длиннофокусному объективу с фокусным расстоянием 348 мм (6X58). Для восьмикратного бинокля с тем же объективом фокусное расстояние будет уже 464 мм, а для 12-кратного — почти 700 мм! Иначе говоря, расстояние между объектом и фотографом уменьшается в 12 раз. ![]() Рис. 9. Принципиальная конструкция бинокль + фотоаппарат:
1 — малоформатный фотоаппарат зеркального типа; 2 — переходная центрирующая светозащитная втулка; 3 — монокуляр бинокля; 4 — кронштейн; 5 — винт «барашек». ![]() Рис. 10. Приспособление (фотоаппарат зеркального типа + монокуляр 7X50) для съемок отдаленных объектов в большом масштабе, которое работает как телеобъектив с фокусным расстоянием 400 мм:
1 — кронштейн с рукояткой пистолетного типа для крепления фотоаппарата; 2 — спусковой рычаг; 3 — фотоаппарат; 4 — переходная центрирующая светозащитная втулка; 5 — кольцо для фокусирования изображения; 6 — монокуляр; 7 — рычаг перемещения монокуляра. Недостаток такой системы — ее малая светосила. Так, для шестикратного бинокля при диаметре объектива 30 мм теоретическая светосила системы бинокль + объектив составит лишь 1 : 10 (30 : 348). Учитывая степень прозрачности оптической системы самого монокуляра, нужно вводить поправку на коэффициент 0,6, что уменьшит практическую светосилу примерно до 1 : 16. Масса бинокля вместе с фотоаппаратом примерно 1,5 — 2 кг, поэтому их нужно монтировать на кронштейне и устанавливать на стойком штативе. Необходимо обратить внимание на совмещение оптических осей монокуляра и объектива аппарата. Замечено, что незначительное (2-3 мм) несовпадение осей не влияет существенно на качество изображения: снимки получаются резкими. В месте стыковки нужно установить переходную втулку из картона или дюраля, внутри которой приклеен черный бархат. Втулка центрирует оптические оси и защищает систему от проникновения бокового света. Особенности съемки. Выбирается кадр через окуляр бинокля. На резкость система наводится так: объектив фотоаппарата устанавливается на бесконечность, а окуляр бинокля — на черточку напротив отметки 0. Поскольку бинокль на кронштейне закрепляется неподвижно, то на резкость наводим продольным перемещением аппарата. Напомним, что обычные телеобъективы с фокусным расстоянием порядка 200 мм и больше во время фотографирования с рук требуют выдержку не менее 1/125 с при установке на бесконечность и 1/250—1/500 с при наведении на близкие предметы. Поэтому лучше снимать с выдержкой 1/250 или 1/500 с, спускать затвор плавно, как при стрельбе. Понадобится пленка чувствительностью 130—250 ед. ГОСТа. По сравнению с фабричными телеобъективами наша самодельная система имеет заметно большую глубину резкости при одинаковых фокусных расстояниях. При установке на бесконечность резкость простирается от 25 м и до горизонта. Однако при наводке на 3—5 м глубина резкости будет незначительной. Это не следует считать недостатком системы, так как близкие и отдаленные планы не всегда связываются единой смысловой или сюжетной линией. Экспозицию по таблицам рассчитывать сложно, удобнее всего пользоваться встроенными экспонометрами, делая замеры через всю суммарную оптическую систему.
![]() |
![]() ![]() |