![]() |
Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Тонирование черно-белых бумаг в процессе проявленияТонирование черно-белых бумаг в процессе проявленияЕсли в обычный проявитель, предназначенный для обработки черно-белых фотобумаг, ввести растворимую в водных растворах красящую компоненту, которая применяется для проявления некоторых сортов цветных пленок, то при проявлении черно-белых бумаг, кроме серебряного изображения, в ее эмульсионном слое образуется также изображение, состоящее из красителя. Различными сочетаниями компонент, а также изменением их концентраций можно дозировать насыщенность красочной картины.
Фирма «Кодак» в 60-е годы предложила для тонирования черно-белых фотобумаг несколько проявителей, в состав которых непосредственно перед употреблением вводятся краскообразующие компоненты. Состав основного проявителя следующий: Вода дистиллированная (25—35 °С), мл 700 Сульфит натрия безводный, г 18 Сода безводная, г 40 Калий бромистый, г 1 Диэтилпарафенилендиаминсульфат, г 0,5 Вода охлажденная до объема, мл 1000 Краскообразующие компоненты добавляются в основной состав в виде запасного раствора: Компонента, г 10 Ацетон, мл 1000 Известный советский популяризатор фотографии Н. Агокас в результате ряда опытов пришел к выводу, что можно использовать многие бумажные, в том числе и концентрированные, проявители, а также проявитель профессора К. В. Чибисова, обязательно добавляя 0,5 г диэтилпарафенилендиамина. Раствор краскообразующей компоненты в ацетоне добавляют к проявителю в количествах, которые зависят от того, какую плотность окраски изображения желает получить фотолюбитель. За исходное количество «Кодак» рекомендует вводить 10 мл на 1 л проявителя. Наиболее нежные эффектные окраски получаются при малых количествах компонент. Начинать опыты можно с таких краскообразующих компонент: 1) желтый краситель (ацетоацетанилид); 2) голубой краситель (альфа-нафтол); 3) розовый (метилфенилпиразолон). Для получения промежуточных оттенков все три компоненты можно смешивать между собой. Если взять большое количество краско-образующей компоненты, либо несколько их, и увеличить количество цветного проявляющего вещества в проявителе, можно получить довольно яркую, сочную окраску изображения. Но в таком случае мы получим тот же результат, какой дает обычная «самовирирующаяся» фотобумага. Поэтому целесообразно начинать с небольших количеств компонент. Ацетоацеталилид дает золотистый теплый оттенок, если к нему добавить немного метилфенилпиразолона. Сам по себе отдельно он практически не применяется. Альфа-нафтол придает серебряному изображению легкий голубоватый оттенок. Смешением альфа-нафтола и метилфенилпиразолона получаем синее или фиолетовое изображение. Если постепенно разводить смесь из двух последних названных компонент, то можно получить серебряное изображение с перламутровым оттенком. Оттенки различных цветов необходимо согласовывать с частями изображения, которые составляют композицию сюжета. Хорошо подцвечиваются пейзажи и портреты, натюрморты и архитектурные ансамбли, выполненные в светлой тональности. Путем смешения в определенных соотношениях всех трех компонент, что подбирается опытным путем, можно получить при умеренных количествах серый, а при больших концентрациях — черный краситель. Обработка бумаги «Унибром» позволяет получать весьма насыщенные сочные, особенно черные тона, чего нельзя добиться обычными методами обработки. Рекомендуется такая примерная дозировка объемов запасных растворов компонент: 2,5 объема раствора ацетоацетанилида, 2,5 объема метилфенилпиразолона и 5 объемов раствора альфа-нафтола. Дозировка может быть различной для разных сортов фотобумаг. При работе с таким проявителем следует принимать такие же меры предосторожности, как и с цветным, работать в резиновых медицинских перчатках. Для получения чистых тонов необходимо применять только свежий проявитель. Долго хранящийся, даже слегка окислившийся проявитель становится неуправляемым. Он работает медленнее и образует на отпечатках сильную цветную вуаль. Поэтому для начальных проб рационально готовить не 1 л, а 300—350 мл проявителя и по 50 мл запасных растворов. Проявление фотобумаг ведется с визуальным контролем. При этом следует принять во внимание, что при неактиничном оранжевом, ярко- или темно-красном освещении цвет красителей будет восприниматься с искажениями. Например, альфа-нафтол из-за голубой окраски проявляемого изображения вводит нас в заблуждение и может спровоцировать преждевременное прекращение проявления. Метилфенилпиразолон при желтом, зеленом и желто-зеленом лабораторном неактиничном освещении также может побудить нас преждевременно прекратить обработку фотобумаги и получить недопроявленный, бледный отпечаток. Проявленный отпечаток промывают 1 мин в проточной, воде, а затем фиксируют не более 15 мин. Кислые и кислые быстрые фиксажи способны (особенно при повышенной температуре в летнюю пору или в жарком климате) заметно обесцвечивать краситель. Поэтому рекомендуется щелочной фиксаж следующего состава: Сульфит натрия безводный, г 40
Тиосульфат натрия, г 240 Вода дистиллированная до объема, мл 1000 После полного растворения веществ добавляют 100 мл 4 %-го формалина для предохранения раствора от микробов. Окончательная промывка отпечатков и их сушка осуществляются как обычно.
Если фотолюбитель никогда ранее не занимался подкрашиванием отпечатков, то прежде чем начинать тонирование черно-белых фотобумаг в процессе проявления, ему следует попробовать изменять тон уже проявленных отпечатков. Хорошие результаты дает двухцветное тонирование, в результате которого отпечаток тонируется в два разных цвета. Химический процесс тонирования заключается в том, что серебро, составляющее изображение, либо заменяется другим металлом (золото, платина), либо превращается в то или иное окрашенное соединение (например, в сернистое серебро), либо заменяется анилиновым красителем (тонирование анилиновыми красителями). При тонировании — и это важно с художественной точки зрения — окрашивается только само изображение, а светлые места отпечатка, не содержащие серебра, остаются неокрашенными. Закрепленный в простом фиксаже отпечаток промывается в течение 1 ч в проточной воде, после чего погружается в вираж такого состава: Вода кипяченая, мл 700
Щавелевокислый калий, г 50 Сернокислая медь, г 5 Красная кровяная соль, г 4 Поташ, г 4 Вода до объема, мл 1000 Обрабатываемый в течение 7-15 мин отпечаток при обретает красный и фиолетовый оттенки. После пятиминутной промывки в проточной воде отпечаток высушивается, как обычно.
Другой рецепт дает иное сочетание красок. Для получения шоколадно-коричневого цвета бромосеребряный отпечаток обрабатывается в вираже следующего состава:
Вода кипяченая, мл 300
Медный купорос, г 2 Лимонная кислота, г б Сода кристаллическая, г 12 Красная кровяная соль, г 1,5 После промывки отпечаток погружается в вираж, тонирующий в синий цвет, следующего состава.
Вода кипяченая, мл 300
Щавелевая кислота, г 1,7 Железоаммиачные квасцы, г 1,4 Красная кровяная соль, г 1,2 В этом растворе в синий цвет окрашиваются только тени изображения пропорционально их плотности, в то время как светлые места остаются шоколадно- или красновато-коричневыми. Обычно продолжительность обработки контролируется не по времени, а в зависимости от желаемой насыщенности цветов и плотности изображения. Далее следует пятиминутная промывка в проточной воде и сушка обычными методами. Приобретя навык простого тонирования, можно переходить к окрашиванию изображений в процессе проявления.
![]() |
![]() ![]() |