![]() |
Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » БромойльБромойльНа основании опытов Понтона и У. Тальботта в 1855 г. Пуатевен предложил использовать в фотографии при позитивной печати светочувствительные свойства солей хромовой кислоты, растворенных в слое желатина, в частности при использовании пигментного, масляного, бромомасляного методов, а позднее — в гидротипии и ее варианте — пинати-пии и т. п. В любительских условиях хорошие результаты можно получить методом бромойлъ, частично включающим в себя масляный метод и гидротипию.
Бромойль. Название слагается из частей слов бромосеребряный и ойль (масло). Бромойль — это бромо-масляный многоцветный и монохроматический метод позитивной печати изображений на фотобумаге. Рассмотрим только монохроматический вариант, так как он значительно проще цветного, а многоцветную печать легче исполнить методом гидротипии, описанным ниже. Последовательность монохроматической операции при этом процессе следующая: 1) выбор или изготовление резкого, со многими полутонами негатива, свободного от вуали;
2) печатание отпечатка на бромосеребряной бумаге;
3) проявление и промывание отпечатка;
4) фиксирование его и промывание;
5) высушивание;
6) отбеливание серебряного изображения и промывка; 7) повторное фиксирование отпечатка и промывка; 8) повышение рельефа; 9) приготовление красителей;
10) нанесение красителей (пигментирование);
11) сушка, ретуширование, окончательная отделка.
На содержащей много серебра бромосеребряной, гладкой, глянцевой, с картонной основой бумаге, в эмульсии которой отсутствуют крахмал, соли бария, дубильные вещества, печатаем копию. Проявляем ее в амидоловом проявителе: Вода дистиллированная (кипяченая), мл 700 Сульфит натрия кристаллический (чистый), г 11 Мстабисульфит калия, г 22 Бромистый калий, г 1 Амидол, г 5,5 Вода холодная до объема, мл 1000 Этот проявитель, предложенный Беккером, более стойкий, чем другие амидоловые проявители. Чтобы он не дубил желатин, каждый раз для нового отпечатка нужно брать свежий раствор при температуре 18—20 °С, проявляя бумагу до 2 мин. Раствор готовится непосредственно перед употреблением. Тон изображения черно-синий на белой бумаге. После проявления отпечаток промываем в воде и закрепляем в простом фиксаже: Вода дистиллированная, мл 1000 Гипосульфит кристаллический, г 150 Затем отпечаток промываем 30 мин в проточной воде и сушим. При описанной операции слой желатина укрепляется. Перед отбеливанием отпечаток размачиваем в холодной воде. Раствор отбеливателя (по Ундербергу) готовим непосредственно перед употреблением, рабочая температура 25 °С: Сернокислая медь (20 %-й раствор), мл 150 Бромистый калий (10 %-й раствор), мл 180 Хромовая кислота (10 %-й раствор), мл 20 Вода дистиллированная до объема, мл 1000 Отбеливатели других составов работают аналогично. При неактиничном лабораторном освещении для бромосеребряных бумаг выдерживаем отпечаток в отбеливателе 3—5 мин; за это время изображение почти полностью исчезает. Затем промываем его в проточной воде, пока не исчезнет желтая окраска воды. Теперь на бумажном отпечатке будет виден рельеф. После отбеливания и промывания в слое эмульсии всегда остается определенная доля светочувствительного вещества, которое нейтрализуется повторным фиксированием отпечатка в следующем растворе: Вода дистиллированная (60—70 °С), мл 1000 Гипосульфит кристаллический, г 100 Эта операция продолжается 10 мин с последующим промыванием в проточной воде в течение 15 мин. В растворе отбеливателя соли хромовой кислоты локально дубят желатин, количество которого почти пропорционально количеству металлического серебра, составляющему первоначальное (оригинальное) изображение. В светлых местах изображения желатин дубится меньше, а в темных — максимально. Кроме того, в теплой воде он набухает пропорционально степени задубления слоя, что благоприятствует восстановлению изображения при нанесении на влажный слой желатина жирной краски резиновым валиком или линейкой. К сильно за дубленным участкам краска пристает лучше, к слабо задубленным — хуже, что и создает широкую гамму полутонов. Высоту участков рельефа можно изменять путем его повышения или создания. Разница в высоте участков рельефа зависит от температуры используемой воды. Лучше всего эту операцию начинать с воды комнатной температуры (20 °С), постепенно повышая ее. В воде желатин набухает и за 3—5 мин при 25—30 °С достигает оптимального состояния. Напоминаем, что при комнатной температуре он за 20 мин застывает. Следовательно, за это время на рельеф нужно нанести перетертую и размешанную на олифе минеральную или типографскую краску, цвет которой подбирается по вкусу. На лист стекла или металла кладут промокательную бумагу, на нее — влажную фотобумагу отбеленным изображением вверх, на который ровным слоем флейцем легкими ударами наносят краситель. Сочность изображения зависит от высоты рельефа и густоты слоя красителя. Покрашенный отпечаток сушат при температуре 18-20 °С
![]() |
![]() ![]() |