![]() |
Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Фотографирование под водой » Аппаратура и особенности подводной съемкиАппаратура и особенности подводной съемкиДаль-номерные фотоаппараты мало пригодны, хотя можно использовать и их. Наиболее удобны «зеркалки» форматом 24X36 мм («Алмаз», «Киев», «Зенит») и 6Х 6 см («Салют», «Киев-90»), т. е. камеры со встроенными экспонометрами прямого визирования. Наиболее практичны объективы короткофокусные типа «Мир-10» или «Орион-15», «Мир-26», «Минитар». Дело в том, что они обладают высокой разрешающей способностью и большой глубиной резкости. Так, «Мир-10» при диафрагме 11 и установке шкалы расстояний на отметку 1 м дает на пленке резкое изображение всех предметов, удаленных на 0,65 — 2,5 м, что вполне достаточно для большинства случаев съемок. Требования к герметичным боксам такие: возможность фокусирования изображения, взведения и спуска затвора, перемотки пленки на следующий кадр, изменения диафрагменного числа, подключения к синхроконтактам источников искусственного освещения.
Начинать съемку в водоемах надо постепенно, сначала осваивая малые глубины — до 2-3 м, В технических кружках любители могут сами изготовить герметичные боксы из авиафанеры, текстолита, плексигласа, дюралюминия, листовой стали или латуни. Масса бокса в воде значения не имеет, поэтому материалы могут быть толщиной до 5 мм. Иллюминаторы для объективов и видоискателей зеркального типа можно изготовить из органического или оптического стекла марки «Крон-8» толщиной 10 мм. Между стеклом и корпусом бокса кладут резиновую прокладку на резиновом клее (рис. 6). Для съемки на малых глубинах бокс можно изготовить из авиафанеры в форме прямоугольного ящика (рис. 7), из обычной резиновой медицинской грелки, из части резиновой камеры автомобильного колеса (рис. 8). Склеивать части бокса можно «менделеевской замазкой», водостойкими клеями. ![]() Рис. 6. Внешний вид металлического бокса для подводных фотосъемок: 1 — цилиндрический корпус бокса; 2 — рукоятка установки выдержек; 3 — спусковая кнопка; 4 — рукоятка перемотки пленки и взведения затвора; 5 — иллюминатор объектива; в — стабилизатор; 7 — рукоятка-держатель; 8 — рукоятка механизма фокусирования; 9 — рукоятка механизма установки днафраімы; 10 — тубус окуляра; 11 — рамочный прицел-видоискатель. Наилучшее время для подводных съемок летом — от 10 до 17 ч при спокойной или относительно спокойной поверхности водоема. В ветреную погоду прозрачность воды резко снижается, так как со дна поднимается ил, мелкие фрагменты осадочных пород, водоросли.
![]() Рис. 7. Самодельный ящик для установки фотоаппарата при подводном фотографировании на малых глубинах: 1 — спусковой тросик; 2 — иллюминатор; 3 — фотоаппарат; 4 — балласт или груз; 5 — зеркало, установленное под углом 45°; 6 — корпус ящика. Растения, кораллы, раковины можно снимать при выдержке 1/30, крабов — 1/50, аквалангистов, рыб, дельфинов — 1/200 с. Подплывать к предметам нужно поближе, снимать крупным планом, поскольку контрастность объектов в воде понижена и с увеличением расстояния резко снижается. Из черно-белых лучше брать пленку чувствительностью 130—250 ед. ГОСТа и фильтры Ж-2х, О-2,8х. Из цветных пленок подойдут ЦО-65Д, ДС-4, ДС-5, «Орвохром» UT-23 (UT-21, UT-18), «Фо-махром» IID20, «Орвоколор» NC-21, NC-19 Mask. Изображения объектов, сфотографированных на цветную пленку при естественном освещении на глубине более 10—15 м, получаются малоконтрастными и невыра-
зительными поэтому необходимо мощное искусственное освещение. Как правило, используют импульсные фотовспышки с энергией не менее 100 Дж («Фил-100», «Луч-70»), просвечивающие слой воды до 4 м. Лучше использовать две лампы на легких кронштейнах, одну нужно крепить слева от аппарата на уровне видоискателя, а другую — справа, спереди и на высоте 70 см так, чтобы свет от нее падал на объект съемки под углом около 45° по отношению к оси объектива. Чисто фронтальное размещение источников освещения дает плохие результаты: вода сильно рассеивает свет, объекты выглядят плоскими. ![]() Рис. 8. Самодельный резиновый бокс для фотографирования зеркальными аппаратами на малых глубинах:
1 — резиновый корпус бокса; 2 — стеклянный иллюминатор видоискателя; 3 — пластмассовый тубус видоискателя; 4 — резиновая прокладка; 5 — фотоаппарат; 6 — груз; 7 — пластмассовый тубус объектива; 8 — резиновая прокладка; 9 — стеклянный иллюминатор объектива; 10 — кольце для крепления бокса. Оптимальная глубина резкости достигается при диафрагменном числе 11. Летом в ясную солнечную погоду при спокойной воде на глубине 1,5 — 2 м на пленке чувствительностью 130—250 ед. ГОСТа при диафрагме 11 можно снимать при выдержке 1/125 —1/200 с. При ветре и ряби на поверхности выдержку нужно удлинять до 1/50 —1/30 с, поскольку освещенность резко снижается. Движущиеся в воде предметы лучше фотографировать немного снизу и спереди под углом 30—45° к оптической оси объектива. Светлые предметы лучше снимать на темном фоне, а темные — на светлом. Достоверность подводного пейзажа усиливается, когда в кадр попадают люди — ныряльщики, аквалангисты, водолазы.
![]() |
![]() ![]() |