![]() |
Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Фотомонтаж и эффект насадки » Эффект-насадки на объектив фотоаппаратаЭффект-насадки на объектив фотоаппаратаЕсли нам нужно сфотографировать яркие белые облака на синем небе и нет с собой ни красного, ни оранжевого (черно-белый вариант), ни поляризационного (черно-белый и цветной варианты) светофильтров, то их с успехом заменит оттенитель облаков. Делают его из черного картона или бумаги, как показано на рис. 21, а, и надевают на переднюю линзу объектива. Зеркальная камера сквозного визирования позволяет контролировать степень затенения, эффективность и эффектность данной насадки. Свободно скользящее в круглой оправе кольцо позволяет поворачивать зубчики оттенителя на нужный угол, поскольку нередко облака располагаются под углом к линии горизонта, краю леса или горного кряжа. Обычно оттенитель облаков прикрывает четвертую или даже третью часть объектива.
![]() Рис 21. Эффект-насадки на объектив фотоаппарата:
оттенитель облаков из черной светозащитной бумаги (а); множительная призма, трансформирующая объект в пять одинаковых изображений (б), сетка в рамке с вырезом— эффекг-насадка «Звезда» (о) эффект-насадка «мозаичный фон» из черной светозащитной бумаги с круглыми, равномерно расположенными отверстиями (г) Если в момент фотографирования «зайчиков» на водной поверхности зеркально-линзовыми объективами системы Максутова типа ЗМ-3, ЗМ-4, МТО-500А или МТО-1000А их расфокусировать, то каждый солнечный блик превратится в белое маленькое кольцо. Аналогичный эффект достигается простой насадкой в виде черного бумажного кружочка, наклеенного на простое стекло, светофильтр УФ-1Х, ЖЗ-1,4 х или любой другой. Диаметр кружочка должен быть вдвое меньше диаметра передней линзы объектива. Максимальный эффект достигается при контровом (контурном) и встречном косом освещении. Кроме кружочка, можно использовать накладки других конфигураций (см. рис. 21, б). При съемке Солнца, Лупы и ярких искусственных источников света (например, огней маяков), попавших в кадр уличных фонарей и т. п., на негативе или слайде можно получить симметрично или асимметрично расходящиеся лучи разной ширины и интенсивности. Можно также деформировать контуры источников света для достижения определенного эффекта; четырех-, шести-и восьмигранные лучи получаем, снимая через светофильтр УФ-1х, на который вазелином нанесены мазки шириной 2 — 6 мм. Для деформирования контуров источника света на такой фильтр нужно наклеить вырезанную из тонкой черной бумаги маску. Интересные результаты дает сетка из шелка, капрона, металла с вырезом в центральной части (см. рис 21, в). Если объектив расфокусировать, то деформация изображения будет комбинированной: вырез образует на негативе (слайде) расходящиеся лучи, а сам источник света станет либо ромбовидным, либо пирамидальным. Удобнее всего снимать зеркальными аппаратами с объективами нормальными и телеобъективами. Величины разрезов подбирают опытным путем, а экспозицию — по системе ТТЛ, ЛТЛ и др.
![]() |
![]() ![]() |