![]() |
Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Фотомонтаж и эффект насадки » Монтажная фотокомпозицияМонтажная фотокомпозицияК монтажной фотокомпозиции предъявляются такие требования: простота зримой архитектоники, лаконичность при раскрытии темы, доходчивость и лапидарность текстов. Не следует перенасыщать конечное изображение второстепенными деталями, которые могут отвлекать внимание зрителя от главной идеи. Коллаж с текстом довольно часто строится по принципу парадокса, что имеет место в политической сатире, в злой карикатуре. Парадокс заключается в несоответствии фотографического изображения сопровождающим его текстам, т. е. зрительный ряд значительно трансформируется подтекстом. Нередко используется и такой прием, как умышленное несоответствие второстепенного главному, фона — переднему плану.
Фотомонтаж «Бахчисарайские минареты ночью» выполнен из двух изображений. Луны, снятой объективом МТО-500 (формат черно-белого негатива 24X36 мм), и внутреннего дворика резиденции бывших владык Крыма Гиреев, снятого днем, в августе, около 17 ч объективом «Индустар 61 Л/3 2,8/50 мм» (цветной слайд на пленке «Орвохром» UT-18 форматом 24X36 мм). С цветного слайда контактом на пленке МЗ-ЗЛ сделаны черно-белые негатив и пленочный позитив. Оба сложены вместе, эмульсия к эмульсии. Контуры изображений относительно друг друга сдвинуты с таким расчетом, чтобы при печати под увеличителем на фотобумаге «под ночь» образовалась тонкая белая кайма, имитирующая освещение зданий светом Луны. При печати этого изображения применялась черная маска-круг на тонкой проволочке для экранирования от света увеличителя того места на бумаге, куда было задумано позже впечатать изображение Луны. Экспозиция измерялась локально: а) для неба;
б) для зданий;
в) для лунного диска.
При впечатывании Луны применялась черная контрмаска, прикрывающая от света увеличителя все, кроме круга для Луны.
![]() Рис. 24. Прибор «Острый луч» в разрезе: 1 — корпус прибора; 2 — фольга металлическая; 3 — электрическая лампочка напряжением 6,3 В; 4 — патрон для лампочки; 5 — три сухих элемента типа «Орион-1 А332») на 1,45 В; в — пружинка прижимная; 7 — крышка-донышко; 8 — кнопка выключателя. При изготовлении таких и других фотомонтажей нередко возникает необходимость в запечатывании (зачернении) и (или) в осветлении (отбеливании) отдельных мест на фотоотпечатке. Для локального зачер-нения очень удобен в работе самодельный прибор «Острый луч». Сделать его можно за час из картона и металлической фольги, клея ПВЛ и нескольких проводов. Размеры могут быть произвольными. Конструкция понятна из рис. 24. К этому прибору целесообразно сделать несколько съемных насадок: 1) для очень узких (диаметром 1,5 — 2,0 мм) и узких (до 10 мм) лучиков света;
2) для лучей средней ширины (10—15 мм) и широких (диаметром до 20 мм) для засветки больших площадей фотоотпечатка; 3) насадки с цветными фильтрами (красным, оранжевым и др.) для локальной засветки при работе с цветными материалами в манере соляризации. Осветление можно проводить ослабителями или слабым водным раствором йода, которые наносят ватным тампоном. Для обработки позитив следует закреплять только в простом фиксаже. Раствор готовится в блюдечке непосредственно перед использованием, долгому хранению не подлежит.
![]() |
![]() ![]() |