![]() |
Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Печать фотографий на различных поверхностях » Печать фотографического изображения на металлах, сплавах, стекле, пластмассах, тканях из синтетических волоконПечать фотографического изображения на металлах, сплавах, стекле, пластмассах, тканях из синтетических волоконФотографические изображения на этих материалах отличаются механической прочностью, устойчивостью к влиянию температурных перепадов, химических веществ, влаги и т.п. Применяется этот вид печати для изготовления схем, шкал приборов, медальонов, рельефных высоких или глубоких рисунков на табличках, монограмм и т. п. Кроме того, на тканях можно создавать красочные художественные сюжеты, печатать различные символы. Однако, как известно, рассматриваемые материалы не впитывают влагу, поэтому для закрепления фотоэмульсии нуждаются в дополнительной обработке.
Печать на металлах и сплавах. Технические и художественные гравюры обычно выполняют из нержавеющей стали, меди, бронзе, латуни, цинке, алюминии и др. Известно немало методов травления поверхностей металлов, но наиболее распространены гальванические и химические. Первые требуют токов большой силы — до 8 А/дм2, для вторых нужны сильные кислоты, щелочи, муфельная печь, тигли, вытяжные шкафы. Фотографическое изображение (рисунок, чертеж, пейзаж и т. п.) прежде всего необходимо перевести из полутонового в штриховое. Для того чтобы рисунок имел резко выраженные штрихи, его делают черной тушью на белой бумаге с матовой поверхностью — ватмане или полуватмане. Фотоизображение печатают на матовой фотобумаге, отпечаток обрабатывают в проявителе, закрепителе, сушат, затем контуры изображения обводят тушью «Колибри» или «Кальмар» (несмываемые сорта). После высыхания туши все фотоизображение отбеливают (кроме «обтяжки») и ослабляют в растворе следующего состава: А. Вода кипяченая (20— 30 °С), мл 100
Красная кровяная соль, г 10 Б. Вода кипяченая (60—70 °С), мл 100 Гипосульфит, г 10 Смесь растворов А и Б берут в пропорции 1 : 10. Так как состав быстро портится, его готовят непосредственно перед употреблением. Оптимальная температура отбеливателя 20 °С. Качество отбеливателя контролируют визуально — до полного исчезновения липших деталей изображения, когда на фотобумаге останутся лишь обведенные тушью контуры. Затем это изображение перефотографируют и получают обычный негатив или, если нужно получить «высокий» рисунок (при глубоком травлении), диапозитив. Обрабатывать фотопленку следует в контрастном проявителе. Качество изображения в значительной мере зависит от обработки поверхности металла. Поэтому выбранные по размеру пластинки толщиной 3—5 мм нужно тщательно отполировать, очистить от жира смесью нашатырного спирта с зубным порошком. Затем пластину промывают и «очувствляют» к свету в смеси такого состава: Яичный белок, г 100
Двухромовокислый аммоний, г 13 Нашатырный спирт, мл 15 Вода кипяченая (18-20 °С), мл 1000 Белки семи куриных яиц взбивают до белой пены, отстаивают. Слитый осадок растворяют в 50 мл кипяченой воды. В оставшейся части (950 мл) растворяют порошок двухромовокислого аммония. Первый раствор вливают во второй и тщательно перемешивают, затем смесь не менее 20 ч отстаивается, после чего в нее по каплям вливают нашатырный спирт до тех пор, пока цвет смеси из оранжево-красного не станет светло-желтым. Для консервации (защиты от микробов) в смесь добавляют пять капель карболовой кислоты, а затем фильтруют. Так как светочувствительная эмульсия должна прочно держаться на поверхности металла, последнюю предварительно следует матировать в растворе следующего состава: Вода кипяченая, мл 100
Насыщенный раствор калиевых квасцов, мл 10 Азотная кислота, мл 1,5 После этого пластинку 15 мин промывают в проточной воде. На влажную пластинку наносят три слоя светочувствительной эмульсии при неактиничном свете.
«Бутерброд» из негатива, пластинки, защитного стекла, маски составляют по описанной выше методике и экспонируют под яркими лучами Солнца или кинофотолампы мощностью 500—1000 Вт соответственно 3—5 и 12 — 15 мин. Экспонирование следует прекращать, как только на пластинке появится слабое позитивное изображение. При неактиничном лабораторном освещении на металлическую пластинку резиновым валиком или ракелем наносят тонкий слой черной типографской краски, разбавленной скипидаром, которая после закатывания становится темно-серой. Затем пластинку опускают в ванночку с водой комнатной температуры, где происходит «проявление» экспонированной эмульсии, т. е. растворение незадубленных участков светочувствительного слоя. После этой операции на пластинке остается четкий графический рисунок (схема, надпись или текстура) черного цвета. Пластинку осторожно промывают в проточной воде, капли влаги снимают промокательной бумагой, эмульсионный слой с изображением просушивают под вентилятором. Рисунок может легко сойти с металла, если во время экспонирования была сильная недодержка, и, наоборот, плохо сходит при передержке. Высушенную пластинку перед травлением необходимо покрыть защитным слоем желтого воска, канифоли или природного асфальта. Лучше всего, пожалуй, растереть канифоль в пудру, добавить 20 % (по массе) талька, размешать и этой смесью запудрить металлическую пластинку. Лишнюю пудру со светлых мест изображения надо снять мягкой кисточкой. Перед травлением запудренную пластинку для усиления защитного слоя подогревают на электроплитке до такого состояния, чтобы пудра вплавилась в слой типографской краски. Обратную сторону пластинки и торцы покрывают воском. Травят пластинку азотной или соляной кислотами, а также 40%-м раствором хлорного железа. Для глубокого травления изображение репродуцируют через диапозитив. Сначала пластинку прополаскивают в воде, а затем — в 40%-м растворе хлорного железа. Последний через 7 мин начинает темнеть, и процесс травления замедляется. Пластинку нужно пинцетом вынуть, промыть в воде и обработать в растворе такого состава: Вода, мл 1000
Двухромовокислый калий, г 100 Серная кислота, мл 100 В результате бурый налет, образовавшийся при травлении, растворяется. Потом пластинку нужно снова опустить в такой же, но свежий раствор и выдерживать до тех пор, пока изображение не вытравится до необходимой глубины. Контроль визуальный, лишние слои краски и воска легко снимаются керосином. Изображение на меди можно почернить, опустив в азотную кислоту на 2 мин. Вынув ее оттуда, отбеливать не нужно, а только подогреть до температуры 100 °С. Серебрят медь и латунь смесью мела и отработавшего фиксажа, в которую на 500 мл объема добавляют 7 мл аммиака. Для чернения алюминия употребляют следующий состав:
Вода, мл 1000 Азотная кислота (удельная масса 1,35), мл 5 Азотнокислая медь, г 25 После чернения металлическую пластинку промывают в воде, высушивают и покрывают тонким слоем цапонлака. ![]() |
![]() ![]() |