Химия для фотографа > Секреты фотосъемки > Особенности фотографирования на цветных негативных и диапозитивных (обращаемых) кинофотопленках
Особенности фотографирования на цветных негативных и диапозитивных (обращаемых) кинофотопленках |
||||||||
Пространство, форма, структура, фактура предметов, богатство палитры реального мира передаются в черно-белой фотографии определенным размещением и чередованием разных оттенков черно-белой шкалы. В фотографии цветной эту роль играют цвета, их оттенки, контрастно-гармоническое сочетание красок. Создать определенный впечатляющий образ можно, соединяя цветовые эффекты с другими художественными средствами.
Качество цветного изображения зависит от спектрального состава освещения, свойств объективов, качества кинофотопленки, времени ее экспонирования и хранения, методов обработки и т. п. Среди таких характеристик освещения, как интенсивность, направленность, цветность и др., для цветной фотографии особое значение имеет цветовая температура, свидетельствующая о спектральном распределении энергии излучения конкретного источника света. Цветовой баланс пленок для цветной фотографии обозначается в Кельвинах (К) или градусах Мапреда (М) и указывается на упаковке. В России принята шкала Кельвина. При съемке на цветную пленку необходимо учитывать спектральный состав освещения и в соответствии с ним подбирать тот или иной тип цветной кино-фотопленки. Так, па пленках, предназначенных для дневного освещения, можно фотографировать утром до восхода Солнца и сам его восход, днем и вечером, заход Солнца и вечерние сумерки, когда зажигаются уличные фонари, при электронных лампах-вспышках, а с голубым светофильтром — и при обычных электролампах. На пленках, предназначенных для искусственного освещения, можно фотографировать при свете перекальных кинофотоламп, возле костра, при отсветах пожара, освещении импульсными лампами некоторых типов. На пленках универсальных (преимущественно негативных) можно фотографировать при дневном, искусственном и смешанном освещении. Нарушение таких правил приводит к непоправимому искажению цветопередачи на пленках. Для ориентации фотолюбителей приводим в табл. 1, 2 технические данные цветных негативных и диапозитивных пленок, в табл. 3, 4 — цветовые температуры естественных и искусственных источников освещения, а в табл. 5 — перевод светочувствительности кинофотопленок для наиболее распространенных сенситометрических систем. Для правильного воспроизведения цветов все цветные пленки требуют точного экспонирования ввиду их малой фотографической широты. Если при съемке на черно-белых пленках двухкратная передержка или недодержка позволяют все же получить качественный отпечаток, то на пленках цветных двухкратная ошибка в экспонировании приводит к непоправимому браку. Исключение составляют случаи, обусловленные художественным замыслом при съемке, например против света, когда двухкратная недодержка на цветной обращаемой пленке позволяет получить эффект, ночной съемки при свете Луны. Избежать грубых ошибок позволяют таблицы и экспонометры. Однако почти всегда необходимо вводить поправки и при расчете выдержки по таблицам, и при замерах приборами. Дело в том, что цветные кинофотопленки, если прошла половина гарантийного срока их годности, сохраняют примерно 70 %, а перед окончанием этого срока — лишь 50—60 % (в зависимости от условий храпения) номинальной чувствительности, указанной на упаковке. Кроме того, поправки необходимо вводить в зависимости от типа объектива. Если один и тот же сюжет фотографировать «широкоугольником» и телеобъективом, то в первом случае слайд получится более светлым, так как в подавляющем большинстве фотоаппаратов встроенные экспонометры замеряют интегральную, или суммарную, освещенность. Чем уже угол объектива или измерительного окошка экспонометра, тем точнее выбор величины выдержки. При фотографировании светлых объектов диафрагменное число необходимо уменьшить па 1/2 деления, а в случае объектов темных, наоборот, на 1/2 деления увеличить. Таблица 1.
Технические данные цветных пленок ПО "Свема" (СССР)
![]() Примечание. ЦО — цветная обращаемая; Д — для дневного оснащения; ЦНД — цветная негативная для дневного освещения; ЦНЛ — цветная негативная для лампового освещения; ДС — цветная негативная для дневного освещения; ЛН — цветная негативная для лампового освещения. Целиком маркирование расшифровывается, например, так: ЦО-65 Д — цветная обращаемая (диапозитивная), чувствительность 65 ед. ГОСТа, предназначенная для фотосъемок при дневном освещении; ЛН-5 — цветная негативная пленка пятого типа для искусственного освещения. Таблица 2.
Технические данные цветных кинофотопленок фирмы «Орсо» (ГДР) и «Фома» (ЧССР)
![]() Примечание. Обозначения на пленках расшифровываются так: U — обращаемая (диапозитивная); Т и D — для дневного освещения; К — для искусственного освещения; NC — цветная негативная, универсальная, т. е. для дневного и искусственного освещения; 10 или 23 — чувствительность в ДИНах или Германских индустриальных нормах (ФРГ); в ЧССР принята система GSN, которая совпадает с системой ДИН; Mask — пленки маскированные. Таблица 3.
Цветовая температура естественных источников света
Таблица 4. Цветовая температура искусственных источников света
Таблица 5.
Перевод светочувствительности кинофотопленок для наиболее распространенных сенситометрических систем
![]() Определяя выдержку экспонометром, всегда следует принимать во внимание положение линии горизонта в кадре: если она размещена высоко, то показания экспонометра можно не корректировать; если же она находится низко и значительную часть кадра занимает небо с яркими белыми облаками, необходимо прикрыть диафрагму на одно деление, иначе слайд получится белесым, утратит «бриллиантность». Благодаря незначительным недодержкам существенно увеличивается насыщенность цветов на слайдах, повышается резкость изображения. В любую пору года, фотографируя при ярком солнечном свете, окошко экспонометра необходимо затенять от прямых солнечных лучей, а также защищать от лучей, отраженных поверхностью воды, льда, зеркальных витрин, окон, полированных металлических поверхностей. Отраженные лучи искажают показания экспонометра, в результате чего слайд может оказаться значительно недодержанным, темным. Как правило, недодержки случаются и тогда, когда любители фотографируют птиц или цветы на деревьях, направляя фотоаппарат под разными углами вверх и измеряя экспозицию без учета того, что сквозь листву проникает значительное количество света от облаков или неба. Следовательно, замер нужно делать по той части дерева, где листва густая и куда свет не проникает. Если мы фотографируем многоплановый объект и при этом задний план или фон ярко освещен Солнцем, необходимо решить, что для нас является главным: передний план или же фон. Если, например, при выдержке 1/125 с (чувствительность 65 ед. ГОСТа) экспонометр покажет для ландшафта или общего плана диафрагменное число 11, то для темного переднего плана оно может быть 8 или даже 5,6. Поскольку цветные кинофотопленки обладают незначительной фотографической широтой, в данном случае можно выбрать одно из двух: правильно экспонировать передний план (тогда фон выйдет белесым) или фон (тогда передний план выйдет непроработанным, возможно, даже и силуэтным). Выход из этой ситуации такой: подсветить передний план импульсной лампой или же большим (1Х1 м) отражателем. Его можно сделать самим из металлической фольги, наклеенной на картой или фанеру. Некоторые фирмы, например ПО «Свема», производящие кинофотопленки, при съемках панорамных кадров рекомендуют избегать слишком отдаленных планов как главного мотива сюжета, поскольку с увеличением расстояния в цветной фотографии яркость и насыщенность красок значительно ослабевают. И слайды и фотографии будут маловыразительными. |