![]() |
Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Приемы многократного экспонирования » Черный бархатЧерный бархатДавно замечено, что черные матовые поверхности отражают очень мало падающего на них света. Черный бархат, например,— всего лишь 0,4 %. Если сфотографировать на черно-белую пленку освещенный черный бархат, негатив будет прозрачным, поскольку из-за ничтожно малого отражения света эмульсия сохраняет значительную часть своей чувствительности. Черный бархат считается идеальным не-актиничным фоном. Вместе с тем при трюковых съемках на цветную пленку в кинематографе часто применяют темно-синий фон. Отличные снимки можно получать, фотографируя на фоне большого пустого темного помещения или ночного неба в безлунную ночь при условии, что большие яркие звезды (Сириус, например) или планеты (Юпитер) не попадают в объектив, так как они могут оставить на негативе темные пятна, а при длительных выдержках —- даже полосы.
Если воздух чистый, нет ни тумана, ни дыма, то темное пространство пустого помещения и ночное небо практически не отражают света вообще. Это и есть идеальный фон. Свойства неактиничного фона используются в фото-II кинематографии для создания разнообразных трюков, например съемка одного актера в качестве «двойников», людей и предметов в разных масштабах и т. п. При этом особое внимание следует обращать па соотношение яркости и тональности объектов, на направленность освещения и ракурсы. Фотографируя на фоне черного бархата, его необходимо полностью затенять; фон должен быть вне резкости. Наилучшие результаты получаются тогда, когда объекты значительно светлее фона, так как темные предметы сливаются с фоном. Если это условие игнорировать, то при печатании позитивов под увеличителем дополнительное пропечатывание изображения одежды и предметов, как правило, ведет к тому, что вместе с ними будет выявляться и сам фон. На отпечатках он будет не черным, а темно-серым. Перед съемкой сюжета со специальными эффектами целесообразно сделать эскиз будущей фотографии, продумать композицию кадров, определить масштабы изображения людей и предметов, количество и мощность источников света, их расположение. Комбинированные съемки выполняются на фоне черного бархата фотоаппаратами с центральным затвором и тросиком при многократном экспонировании одного и того же кадра. Можно использовать также аппараты «Салют-С», «Киев-88», пластиночные и другие типы со съемными кассетами. Если конструкция аппарата не позволяет отключать механизм взведения затвора от механизма транспортирования пленки, то комбинированные съемки осуществляются на короткий отрезок пленки, который при каждом взведении затвора будет неподвижным. На все время съемок аппарат закрепляется на устойчивом штативе. Черные нитки с узелками, натянутые в вертикальной плоскости между объективом и фоном, упрощают аккуратное размещение объектов. Если предметов несколько, то на нашем эскизе для каждого из них нужно отмечать ракурс, яркость, диафрагменное число и выдержку, при которой он был сфотографирован, что предупредит наложение изображения одного предмета на другой. Применение черного бархата в качестве фона позволяет комбинировать фотографии людей, предметов, пейзажей и разных явлений природы, сделанных в разное время и в разных местах. Можно создавать на снимках и диапозитивах вполне реалистические имитации дождя, снега, града, впечатывать нормальные изображения людей и предметов, сфотографированных в иных, необычных масштабах, в черные или теневые участки этих изображений и т. п. ![]() Рис. 5. Компендиум с различными силуэтными масками, установленный на фотоаппарате зеркальной конструкции.
Силуэтные маски, каше, позволяют значительно разнообразить выбор сюжетов для съемки (рис. 5). Делают их из легких, тонких и прочных материалов (дюралюминия, пластика, фибра), окрашенных черной матовой краской. В масках-силуэтах делают определенной формы и размеров отверстия, через которые и фотографируют объекты. Обычно маски устанавливают на специальных приспособлениях — компендиумах, что позволяет изменять расстояние между объективом, масками и объектом съемки, применять светофильтры. Как правило, их размещают на девяти — десяти фокусных расстояниях от объектива аппарата, а объектив диафрагмируют от максимальных значений. Это в тех случаях, когда необходимо на снимках передать достаточно резко и передний план, и каше. Если же нам нужны нерезкие силуэты масок, то их размещают на трех-четырех фокусных расстояниях перед объективом, а фотографируют при малых диафрагменных числах (1,2-2,8). Когда необходимо искусственным путем значительно увеличить размеры фона из узкого куска черного бархата, то применяют черную маску с отверстием по форме объекта. В качестве компендиума можно использовать приставку с раздвижным мехом, предназначенную для макросъемок.
![]() |
![]() ![]() |