![]() |
Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Приемы многократного экспонирования » Эффект СабатьеЭффект СабатьеВ 1850 г. было открыто явление локальной полной или частичной потери чувствительности в тех участках фотографической эмульсии, на которые падал свет во время первого экспонирования. Это произошло после того, как пленку, экспонированную один раз, в темноте проявили, промыли и, не фиксируя, высушили. В кинематографии это явление называют мокрой блуждающей маской, или маской-изображением, а в фотографии — эффектом Сабатье. Мокрой маску называют потому, что для ее образования обязательно промежуточное проявление отснятой пленки, а блуждающей — так как, в отличие от неподвижных силуэтных масок (каше), эта маска являет собой само изображение на негативе, полученное при первом экспонировании. Такую маску-изображение при повторном экспонировании высушенной пленки можно проектировать, т. е. накладывать на другое изображение, на любой пейзаж, рисунок, чертеж и т. п. На конечном негативе другое изображение не будет видно через первое, если придерживаться несложных, но обязательных условий съемки и обработки пленки. Сначала необходимо продумать композицию будущей фотографии, на плане-схеме определить что, где, при каких условиях будет сниматься: расстояния, масштабы изображения, яркость источников освещения, фильтры, диафрагменные числа, время экспонирования и т. п. Сам процесс съемки делится на два этапа. Фотоаппарат любой конструкции заряжается отрезком пленки длиной в полтора-два кадра. В темноте пленку метим — вырезаем ножницами, например, в нижнем правом углу маленький треугольник; он будет указывать, как размещать наш отрезок пленки перед кадровым окном фотоаппарата для первого и последующих экспонирований кадр в кадр. Пленку типа «Ортохром» (несенсибилизированную) можно вставить в аппарат при красном освещении. Светлые или серые, значительно светлее фона, объекты на первом этапе лучше фотографировать на фоне черного бархата. Фон должен быть нерезким и затененным. Хорошие результаты получаются, если одежда фотографируемого человека в темную полоску; иногда это бывает просто необходимо, так как при определенных условиях освещения и режимах обработки пленки эффект Сабатье сопровождается так называемым эффектом образования контура, т. е. белой каймы по периметру первого изображения на негативе или черной каймы на позитивном отпечатке. Ширину образующегося контура можно целенаправленно изменять, используя это явление при изготовлении фотографий методом псевдосоляризации, применяя частичный, полный, двойной, аддитивный частичный или аддитивный полный эффект Сабатье, а также при изготовлении фотоотпечатков под стиль фотографики и фотобарельефа. Существует зависимость между шириной контурной линии и режимом обработки негативной пленки. Если первый раз ее обрабатывать 6 —15 мин в стандартном или другом медленно работающем проявителе, белая линия по контуру первого изображения на негативе может быть довольно широкой. Проявление пленки до 1 мин в скоростном проявителе, наоборот, даст тонкую контурную линию. Участки эмульсии пленки с негативным первым изображением после проявления (без фиксирования!), промывания в проточной чистой воде и высушивания в полной темноте уже не будут чувствительными к свету при повторном экспонировании. Участки эмульсии негатива, на которые во время первого этапа съемки попала лишь проекция черного бархата как фона, частично потеряют свою чувствительность, но сохранят еще примерно 70—75 % общей первоначальной чувствительности. Таким образом, на втором этапе съемки кадр необходимо экспонировать обязательно с поправкой, т. е. выдержку увеличивать на 25 — 30 %. Наилучшие результаты дает метод вилки, или метод-ступенек. Допустим, что реальная чувствительность пленки 130 ед. ГОСТа. Второй раз экспонируем пленку как имеющую чувствительность 45, 65, 90 ед. ГОСТа. Обработав ее, сравниваем плотности изображений и по ним определяем, с какой окончательной экспозицией снимать тот же кадр на втором этапе. Предупреждаем фотолюбителей, которые в своей практике будут использовать метод Сабатье, что попытка значительно утоньшить на негативе белый контур вокруг первого изображения неизбежно приведет к ослаблению этого эффекта. После второй экспозиции и второго проявления негатива фон будет просвечиваться через изображение объекта, полученного при первом экспонировании. Чтобы найти компромиссное решение — получить достаточно плотное первое изображение, через которое не просвечивался бы фон, на втором этапе съемки рекомендуем сделать несколько выдержек при фотографировании второго сюжета как фона.
![]() |
![]() ![]() |