![]() |
Профессиональному фотографу » Химия для фотографа » Химия цветной фотографии » Технология обработки и методы управления балансом цветаТехнология обработки и методы управления балансом цветаСамый простой и быстрый путь получения цветных изображений — это съемка на цветные обращаемые фотоматериалы и самостоятельная обработка их. В продаже имеются цветные обращаемые фотоматериалы типа ЦО-22-Д, ЦО-32-Д, «Орвохром» (Символы расшифровываются следующим образом: ЦО — цветная обращаемая; 22 — светочувствительность в ед. ГОСТ; Д, Л — баланс фотоматериала для дневного света или света ламп накаливания. Для немецких фотоматериалов: U — обращаемая, Т — для дневного света, К — для ламп накаливания, 18 — светочувствительность в ед. DIN.). Фотоматериалы типа ЦО и «Орвохром» почти идентичные по процессам обработки. Успех обработки цветных обращаемых фотоматериалов зависит прежде всего от соблюдения температурного режима, продолжительности процесса, интенсивности перемешивания, тщательности приготовления растворов, точности поддержания их кислотности (рН), качества промывки (особенно после проявляющих растворов и после фиксирования). Поскольку окончательное цветное изображение синтезируется из трех цветоделенных изображений, очень важно поддерживать постоянными скорость диффузии реагирующих веществ и активность раствора. Диффузия зависит от температуры, интенсивности перемешивания и рН раствора. Совокупность этих факторов влияет на степень проявленности каждого из трех слоев. Это прежде всего относится к первому (черно-белому) проявлению. Качество цветного изображения зависит не только от тщательности обработки обращаемой фотопленки, но также и от цветности объектива, спектрального состава света и условий хранения фотоматериала. Мы рассмотрим влияние технологических факторов на качество цветного изображения. Увеличение времени первого (черно-белого) проявления ведет к большей степени проявленности нижних слоев и соответственно к меньшему выходу красителей в них при цветном проявлении. Диапозитив будет иметь меньшую максимальную оптическую плотность с преобладанием теплых тонов (Теплые тона — преобладание желтых, оранжевых и красных цветов. Холодные тона — преобладание сишіх цветов.). Уменьшение времени первого проявления ведет к меньшей степени проявленности нижних слоев и соответственно к большему выходу красителей в них. Диапозитив будет иметь большую оптическую плотность с преобладанием холодных тонов. Увеличение времени второго (цветного) проявления приводит к некоторому увеличению контраста изображения и общей оптической плотности с преобладанием холодных тонов, так как увеличивается проявленность нижних слоев. Уменьшение времени цветного проявления ведет к получению диапозитива меньшего контраста с меньшей общей оптической плотностью и с преобладанием теплых тонов за счет меньшей проявленности нижнего слоя, предопределяющего выход голубого красителя. Интенсификация режима перемешивания влияет прежде всего на степень проявленности верхнего слоя и в меньшей степени на нижние слои. Так, например, в первом (черно-белом) проявителе верхний слой окажется проявленным более интенсивно, что выявится меньшим выходом желтого красителя при цветном проявлении. Если же интенсификация перемешивания будет только при цветном проявлении, то она окажет большее влияние на проявление нижних слоев, чем на верхний, так как он и без того обычно проявляется практически до конца. В этом случае будет больше выход голубого красителя, т. е. диапозитив будет с преобладанием холодных тонов. Изменение температуры заметно сказывается на скорости химической реакции, поэтому так нежелательны колебания ее, особенно в проявляющих растворах. Всякое отклонение от предписанного режима обработки может вызвать нарушение баланса по цвету. Но если это произойдет, то активное вмешательство в режим обработки может изменить качество цветного изображения или же это изменение баланса можно использовать в желаемом направлении. В процессе обработки обращаемых фотоматериалов первое (черно-белое) проявление является одним из самых ответственных. Поэтому рекомендуется тщательно взвешивать химикаты, исходя из 100%-ного содержания активного начала. Особое внимание следует обратить на роль йодистого калия в 1-м и 2-м проявителях. В малых концентрациях йодистый калий очень сильно влияет на степень проявленности верхнего слоя. Этим его свойством можно активно пользоваться для регулирования цветности окончательного изображения. При избыточной концентрации йодистого калия в 1-м (черно-белом) проявителе проявление верхнего слоя сильно тормозится. Таким образом, при последующем цветном проявлении в верхнем слое образуется большее количество желтого красителя, а изображение будет иметь преобла- дающий желтый оттенок. В случае же добавления йодистого калия в цветной проявитель, наоборот, подавляется выход желтого красителя. Напротив, недостаточная концентрация йодистого калия в 1-м (черно-белом) проявителе выявится в меньшем выходе желтого красителя при цветном проявлении. Практика показывает, что изменение концентрации йодистого калия на 0,001 г в 300-мл бачке заметно сказывается на цветности, окончательного изображения. С химической точки зрения преобладающее действие йодистого калия на проявление верхнего слоя объясняется сильной гидратацией иона йода, которому тяжело продиф-фундировать в нижние слои. Добавление йодистого калия в 1-й (черно-белый) проявитель всегда целесообразно при обработке обращаемых фотоматериалов с давно прошедшим гарантийным сроком хранения, в которых обычно верхний слой вуалирован в большей степени. Роданиды выполняют те же функции, что ив 1-м проявителе при обращении черно-белых фотоматериалов. Увеличение концентрации роданид ов, как обычно, приводит не только к просветлению ярких участков объекта съемки, но и к уменьшению максимальной плотности, а также к ослаблению выхода желтого красителя. Растворяющее действие роданидов прежде всего сказывается на верхнем слое, предопределяющем выход желтого красителя при последующем цветном проявлении. Слишком малая концентрация роданидов не оказывает должного влияния на просветление светов изображения. Оптимальная концентрация роданидов лежит в пределах 2 - 2,5 г на 1 л раствора. Понижение температуры 1-го (черно-белого) проявителя при неизменном времени проявления уменьшает степень проявленности нижних слоев и соответственно увеличивает в них выход красителей при нормальном цветном проявлении. Получится преобладание сине-зеленых оттенков. Повышение температуры 1-го проявителя, наоборот, увеличивает степень проявленности нижних слоев и соответственно уменьшает выход красителей в них при нормальном цветном проявлении. Получается преобладание красных оттенков. Иногда возникает необходимость несколько повысить светочувствительность обрабатываемого фотоматериала. Возможно небольшое повышение светочувствительности обращаемых фотоматериалов, если удлинить продолжительность первого проявления, но необходима предварительная проверка. Разумеется, отклонение от нормального режима обработки приводит к некоторому уменьшению максимальной плотности изображения и к нарушению цветного баланса, но в некоторых случаях с этим можно мириться. Если фотоматериал склонен сильно вуалироваться, то это не даст ожидаемого эффекта даже при увеличенном времени второго проявления. Изображение будет малоконтрастным, так как сильный рост вуали при первом проявлении уменьшает долю выхода красителя при втором проявлении. Состав цветных проявляющих растворов характерен только специальными цветными проявляющими веществами — производными парафенилендиамина, малым содержанием сульфита натрия и высоким содержанием щелочи с целью обеспечения достаточной буферной емкости для поддержания постоянной активности раствора. Выход красителя при цветном проявлении зависит от концентрации сульфита натрия. Если сульфита натрия будет больше нормы, то часть окисленной формы проявляющего вещества восстановится сульфитом натрия до моносульфопроизводной, в результате чего выход красителя будет меньше. Сульфит натрия в комбинации с гидро-ксиламином улучшают устойчивость цветного проявителя к окислению кислородом воздуха. Концентрации их не должны быть больше рекомендованных. Остальные растворы: отбеливатель, фиксаж и стабилизатор — выполняют свои функции по схемам, описанным в предыдущем параграфе.
![]() |
![]() ![]() |