![]() |
Профессиональному фотографу » Химия для фотографа » Фотоматериалы » Оценка фотографического изображения по экспозицииОценка фотографического изображения по экспозицииКачество изображения зависит не только от правильности проведения химико-фотографической обработки фотоматериалов, но и от правильности экспонирования его как при съемке, так и при печатании. В очень краткой форме мы рассмотрим элементарные основы экспонирования фотоматериалов в связи с их свойствами. Поскольку вопросы экспонометрии нельзя рассматривать в отрыве от фотографического изображения (негативного или позитивного), то сначала мы рассмотрим качественную сторону оценки негатива, а также диапозитива, полученного на обращаемом фотоматериале. Качество негатива определяется как по общей плотности изображения, так и по интервалу плотностей между самым плотным и самым прозрачным участками изображения, т. е. между светами и тенями. Общая плотность оценивается по степени почернения изображения в тенях, т. е. в тех участках изображения, которые соответствовали теневым или очень темным участкам объекта съемки. Если почернение в тенях велико (Оптическая плотность изображения более чем 0,5. Трудно дать словесную оценку величине оптической плотности без сравнения ее с каким-либо эталоном. Приблизительным эталоном для визуальной оценки оптической плотности черно-белого изображения может служить серая подложка черно-белых негативных фотопленок, оптическая плотность которых составляет 0,25.), то негативы называют плотными. Наоборот, если почернение в тенях слишком мало, а изображение в целом прозрачно, негативы называют тонкими. При оценке почернения в тенях нужно остерегаться того, чтобы не принять плотность вуали за плотность изображения. Вуаль нужно оценивать по неэкспонированным участкам фотоматериала. В качестве таковых могут быть использованы с некоторым приближением межкадровые промежутки, перфорационные дорожки, неэкспонированные начало или конец фотопленки. Плотность теневых участков определяет величину экспозиции при печатании позитивов. Различие в почернениях между светами и тенями изображения характеризует контраст негатива. Негативы с различными общими плотностями могут быть одного контраста. Решающей является только разница в почернении между тенями и светами, но не абсолютные значения почернения. Если при нормальном объекте разница в почернении между светами и тенями велика, негатив называют контрастным. У негативов среднего контраста разница в почернениях меньше и интервал оптических плотностей изображения нормального объекта в среднем составляет около 1,5. У мягкого негатива подобный же объект имеет интервал плотностей несколько меньший. Если контраст негативного изображения слишком мал, такие негативы называют вялыми. Подобная оценка негативов носит чисто условный характер. Негативы, предназначенные для увеличения (проекционное печатание), должны быть мягкими. Негативы для контактного печатания должны быть несколько контрастнее, чем негативы, предназначенные для увеличения. Это можно объяснить явлением светорассеяния в почернениях. При этом, чем больше оптическая плотность почернения, тем сильнее и светорассеяние. При контактном печатании весь свет, прошедший почернение (нерассеянный и рассеянный), участвует в экспонировании позитивного фотоматериала. При проекционном печатании определенная доля рассеянного света не принимает участия в экспонировании. Таким образом, эффективные оптические плотности при проекционном печатании больше, чем при контактном. Соответственно один и тот же негатив будет мягче при контактном печатании, чем при проекционном. Это хорошо подтверждается практикой проекционного и контактного печатания с одного негатива на одну и ту же фотобумагу. Как же должен выглядеть доброкачественный негатив? Критерием оценки качества негатива с точки зрения правильности экспонирования обычно служат теневые участки изображения, т. е. изображения темных деталей объекта. Теневые участки полутонового негатива должны иметь заметное для глаза почернение, отличаемое от вуали. Так, в изображении очень темных объектов, например черного бархата (поверхность с наименьшим коэффициентом отражения), должны различаться детали. В то же самое время через плотные участки негатива, например изображение неба, можно было бы различать шрифт при накладывании негатива на текст на хорошей мелованной бумаге. Теневые участки негатива полутоновой репродукции должны иметь довольно заметную оптическую плотность, не менее, чем 0,6. Негатив должен быть плотным. Тем самым обеспечивается построение изображения на прямолинейном участке характеристической кривой с целью обеспечения минимальных искажении при репродуцировании- Теневые участки негатива штриховой репродукции должны быть совершенно прозрачными, а фон — достаточно плотным. Негатив должен быть контрастным. Это основные критерии, по которым можно ориентироваться при оценке черно-белого негатива по экспозиции. Правильно экспонированный доброкачественный диапозитив, полученный на обращаемом фотоматериале, должен иметь довольно светлые участки изображения ярких деталей объекта и плотные участки изображения темных деталей объекта съемки. Следовательно, при просмотре диапозитива на экране белое должно выглядеть белым, а черное — черным. Если белое выглядит серым, то при съемке была дана слишком малая экспозиция (недодержка). Если же черное выглядит серым, то при съемке была дана слишком большая экспозиция (передержка). Основной критерий — серое должно быть серым. Как показывает практика, при съемке на черно-белые и цветные обращаемые фотоматериалы правильное воспроизведение объекта может быть получено только при правильной экспозиции. Определение правильной экспозиции осуществляется несколькими способами.
![]() |
![]() ![]() |