![]() |
Профессиональному фотографу » Химия для фотографа » Обработка фотобумаг » Определение экспозиции при печатании и подбор фотобумаги к негативуОпределение экспозиции при печатании и подбор фотобумаги к негативуХороший фотоотпечаток, как правило, имеет максимальные и минимальные оптические плотности с полной проработкой полутонов. Причем проработка деталей изображения как в тенях, так и в светах должна быть также хорошей.
Если отсутствует проработка деталей изображения в светах или тенях, например фактура белой ткани не видна или на черном костюме не заметно ни одной складки, то такой фотоотпечаток нельзя назвать доброкачественным с технической точки зрения. Установлено, что человеческий глаз не различает в светах деталей изображения с разницей в оптических плотностях меньших чем 0,02. Следовательно, если плотность подложки фотобумаги принять за нулевую, то минимальное почернение, которое может быть замечено глазом, будет иметь плотность 0,02. Таким образом, самая яркая часть изображения на фотоотпечатке должна иметь оптическую плотность не менее 0,02. Установлено также, что в глубоких тенях на изображении глаз не различает разницы в оптических плотностях меньших чем 0,1. Таким образом, глаз начинает различать детали темного изображения с оптической плотностью меньше максимальной на 0,1. Значит, самая темная часть изображения на фотоотпечатке должна иметь оптическую плотность Dмакс— 0,1. В дальнейшем эту плотность будем называть критической. Значения максимальных оптических плотностей для каждого типа фотобумаг известны. Для глянцевых фотобумаг максимальная оптическая плотность лежит в пределах 1,7ч1,8, для матовых — 1,2ч1,4. Соответственно полезный интервал оптических плотностей, используемый для образования изображения на фотобумаге, практически на 0,1 меньше полного интервала плотностей из-за пониженной контрастной чувствительности глаза в тенях. Полезному интервалу оптических плотностей соответствует полезный интервал экспозиций, выражаемый в логарифмических единицах. Рассматривая форму характеристической кривой фотобумаги, нетрудно заметить, что для построения изображения используется практически вся кривая — начальный, средний и конечный участки. Если экспозицию для получения едва заметного почернения на фотобумаге принять за единицу, а экспозицию для максимального почернения — в 10 раз большую, то полный интервал экспозиций, т. е. отношение большей экспозиции к меньшей, составит 10 : 1. Чем меньше это отношение, тем контрастнее фотобумага, чем больше отношение, тем мягче фотобумага. Например, интервал экспозиций для самых контрастных фотобумаг составляет 2 : 1, а для самых мягких — 60 : 1. Отсюда становится ясно, что для печатания с малоконтрастного негатива (с малым перепадом плотностей в изображении) следует брать фотобумагу, имеющую малый полезный интервал экспозиций, с тем чтобы па позитиве получалась полная гамма полутонов — от светлого до самого темного. Наоборот, для печатания с контрастного негатива (с большим перепадом плотностей в изображении) следует брать фотобумагу, имеющую большой полезный интервал экспозиций. Таблица 10 Классификация фотобумаг по полезному интервалу экспозиций
![]() В табл. 10 приведены величины полезных интервалов экспозиций как в абсолютных значениях отношений максимальной экспозиции к минимальной, так и в логарифмических единицах для семи номеров фотобумаг.
Интервал экспозиций не зависит от структуры поверхности фотобумаги. Структура поверхности фотобумаги оказывает существенное влияние на контраст изображения, или на так называемую «сочность», за счет различия в интервале плотностей на фотоотпечатках, хотя проработка деталей в светах и тенях практически не изменяется. Так как модулятором интервала экспозиций при печатании является негатив, то интервал плотностей негатива и интервал экспозиций, создаваемый им, полностью соответствуют друг другу в числовых величинах. Поскольку значения интервалов плотностей и экспозиций выражаются в логарифмических единицах, для получения высококачественного позитива требуется выполнение равенства интервала плотностей негативного изображения полезному интервалу экспозиций фотобумаги. Эта зависимость графически показана на рис. 18. ![]() Рис. 18. Условие соответствия полезного интервала экспозиций фотобумаги интервалу плотностей негативного изображения для получения доброкачественного позитива (жирные кривые): № 1, № 3 и № 6 — соответственно мягкая, нормальная и контрастная фотобумаги
С целью лучшего восприятия график с характеристической кривой негативного материала повернут вокруг начала координат на 90° против часовой стрелки. График с характеристической кривой фотобумаги размещен ниже таким образом, чтобы под минимальной плотностью негативного изображения Dмин был расположен участок характеристической кривой фотобумаги с критической плотностью DMакс — 0,1.
Получение критической плотности при печатании по минимальной плотности негатива — основное правило, которое надо выполнять. Исключение могут составлять изображения, в которых отсутствуют максимальные почернения, например фактура белой ткани или пейзаж в тумане. Экспозицию при печатании следует определять по наиболее прозрачному участку негативного изображения методом проб. Например, на негативном изображении белого теплохода самым прозрачным участком можно считать изображение под палубным тентом (рис. 19). Делая пробные выдержки (1, 2, 4, 8, 16 с и т. д.), находят такую минимальную критическую экспозицию, когда следующие за ней большие не отличаются по плотности изображения от предыдущей. Так, в нашем примере при выдержках 1 и 2 с изображение под палубным тентом серое и темно-серое, а при выдержках 4, 8 и 16 с — одинаково черное. Значит, критическая экспозиция будет соответствовать выдержке 4 с. После определения критической экспозиции по минимальной плотности негатива следует обратить внимание на проработку деталей изображения в светах. Если изображение в светах серое, то надо брать фотобумагу более контрастную. Причем, чем плотнее изображение в светах, тем контрастнее следует выбирать фотобумагу в сравнении с пробной (рис. 20). ![]() Рис. 19. Определение критической экспозиции при печатании по минимальной плотности негативного изображения: а —2 с; б — 4 с; в — 8 с. Методом пробных экспозиций определена минимальная экспозиция (критическая) для получения максимальной плотности при 3-мин проявлении. В нашем примере критическая экспозиция соответствует выдержке 4 с. Черная полоса — поле сравнения — соответствует -Dмакс фотобумаги
![]() Рис. 20. Подбор номера фотобумаги по контрасту. Проработка деталей изображения в светах контролируется после определения критической экспозиции. Продолжительность проявления проб 2 мин. Черная и белая полосы — поля сравнения — соответствуют D макс и D0 фотобумаги: а — света без проработки — требуется более мягкая фотобумага; б — света нормально проработаны — фотобумага подобрана правильно; в — света слишком темные — требуется более контрастная фотобумага
Напрашивается вполне закономерное решение: взять выдержку при печатании меньшую, но этого нельзя делать, так как темные предметы будут нереально светлыми. Фотоотпечаток будет малоконтрастным, вялым, т. е. это наглядный пример нарушения определения экспозиции по критерию. На графиках рис. 18 видно, что интервал экспозиций фотобумаги № 1 больше интервала плотностей негативного изображения. Если же света на пробном фотоотпечатке совершенно белые, то следует брать фотобумагу более мягкую. В случае же большей выдержки мы добьемся проработки деталей в светах и совершенно потеряем детали в тенях изображения. Опять нарушен экспозиционный критерий при печатании. Из графиков на рис. 18 видно, что интервал плотностей негатива больше интервала экспозиций фотобумаги № 6. Фотобумага не в состоянии воспроизвести широкий интервал экспозиций, даваемый негативом, фотоотпечаток будет недоброкачественным. Преимущество предлагаемого способа подбора фотобумаги к негативу в том, что даже при отсутствии измерительных приборов любой начинающий фотограф может быстро освоить технику печатания, руководствуясь двумя правилами: 1) определением минимальной экспозиции для получения критической плотности на фотоотпечатке по минимальной плотности негатива; 2) подбором номера контраста фотобумаги в зависимости от проработки деталей в светах. При отсутствии проработки в светах брать фотобумагу более мягкой градации. При серых светах использовать фотобумагу более контрастную. Проявлять фотобумагу следует не менее 2 мин. При определении минимальной экспозиции для получения максимального почернения проявлять пробу целесообразно несколько больше, например 3 мин. Это рекомендуется делать из тех соображений, что при 2-мин проявлении максимальное почернение будет находиться в зоне критической плотности и, кроме того, остается запас времени для более тщательного допроявления изображения в светах.
![]() |
![]() ![]() |