![]() |
Профессиональному фотографу » Химия для фотографа » Обработка фотобумаг » Способ печатания в светлой тональности «High Кеу»Способ печатания в светлой тональности «High Кеу»«High Кеу» в переводе с английского значит «высокий ключ». Печатание в манере «высокого ключа» — это особый способ для достижения эмоционального воздействия. С технической точки зрения этот способ печатания не представляет собой метода съемки — это особый способ в позитивном процесое. Печатание в манере «высокого ключа» характеризуется двумя элементами. Во-первых, черно-белая шкала тонов изображения должна состоять из нежнейших переходов от самого яркого белого до светлого и среднего серого, во-вторых, нежные блики должны быть сохранены. Существуют такие объекты съемки, которые так нежны и светлы, что их нельзя представить себе иначе, как без теней. Способ печатания в светлой тональности наиболее пригоден при съемке детей, ярких блондинок в светлых одеждах, цветов, фарфоровой посуды и т. д. Но тем не менее сюжет в «высоком ключе» должен быть задуман заранее. При съемке следует создать светлый спокойный фон, установить мягкий, почти бестеневой свет, а сам объект съемки должен быть выдержан в светлых тонах. Темных пятен надо стараться избегать. В то же самое время отдельные темные точки создают благоприятный эффект. Однако слишком большое количество техмных точек может значительно снизить этот эффект и даже дать противоположный результат. Тип негативного фотоматериала не играет никакой роли. Негатив может быть проявлен нормально или мягко. Техника печатания в «высоком ключе» существенно отличается от техники нормального печатания и обработки фотобумаг. Прежде всего определяют экспозицию обычным способом и проявляют отпечаток в нормальном проявителе положенное время. Эта предварительная операция нужна исключительно для определения экспозиции, которая потом должна быть увеличена в два раза по сравнению с пробной. После экспонирования фотобумага купается примерно 1 мин в 0,5—1%-ном растворе двухромовокислого калия. Для удаления остатков раствора с поверхности лист фотобумаги ополаскивают в чистой воде и кладут в проявитель, но не в тот, в котором обрабатывались экспозиционные пробы, а в специально приготовленный, разбавленный водой в отношении от l+5 до l+10. К разбавленному проявителю следует добавить эффективное вуалеподавляю-щее вещество типа бензотриазола из расчета 0,1 г/л. Трудность заключается в согласовании степени разбавления проявителя, в правильном выборе контраста фотобумаги и длительности купания ее в растворе двухромовокислого калия. Здесь нельзя установить жесткую норму, потому что имеется много переменных величин, взаимно оказывающих влияние друг на друга. Купание фотобумаги в растворе двухромовокислого калия делается с целью получения мягкой градации. Продолжительность купания зависит как от контраста негатива, так и от контраста фотобумаги. Если негатив достаточно мягкий, то купание отпечатка в бихромате калия должно быть короче. Бумага контрастных номеров купается дольше, чем мягкая. Так, градация негатива и контраст фотобумаги влияют на продолжительность купания в растворе двухромовокислого калия. В свою очередь, более концентрированный раствор работает энергичнее. Степень разбавления проявителя зависит от интервала плотностей в негативе. Чем он больше, тем сильнее должен быть разбавлен проявитель. Нельзя забывать, что из-за разбавления раствора значительно удлиняется время проявления. При разбавлении проявителя в десять раз первые следы изображения появляются примерно через 20—30 мин, а через следующие 10—15 мин проявление заканчивается. Далее следуют ополаскивание и фиксирование, как в обычном процессе. В процессе проявления отпечатка для подчеркивания отдельных частей изображения производят потирание кончиками пальцев эмульсионного слоя. Упомянутые выше эффектные темные места (зрачки, части туалета и т. п.) требуют чрезвычайно точной работы. Когда отпечаток проявлен, но не отфиксирован, с него удаляют влагу губкой или промокательной бумагой. Отпечаток кладут на ровную поверхность и при помощи влажной кисточки, смоченной в неразбавленном проявителе, производят «роспись» эффектных темных мест. Следует обратить внимание на то, чтобы кисточка была влажной, а не мокрой. Иначе избыток энергичного проявителя может дать потеки и сведет на нет весь труд. Через некоторое время после нанесения проявителя отпечаток нужно снова промыть в воде и удалить влагу, чтобы затем нанести кисточкой проявитель. Этот процесс повторяется до тех пор, пока не будет достигнуто желаемое почернение. После фиксирования й промывки можно увеличить яркость светлых участков слабым раствором ослабителя Фармера, наносимого ватным тампоном.
![]() |
![]() ![]() |