Ранним солнечным утром, когда и туманы, и пыль степей Предкавказья словно спят, опустившись на землю, внезапно возникает величественная цепь Кавказских гор.
Динамику природы огромного, многоликого Большого Кавказа с его бессчетным количеством долин, в каждой из которых свои природные особенности, свой хозяйственный уклад, а иногда и целый народ, говорящий на своем языке, невозможно охарактеризовать даже в самых общих чертах на нескольких страницах. Да и материалов в тысячелетнем интервале пока для этого мало. Поэтому эти изменения будут рассмотрены на примере Центрального Кавказа, и прежде всего верховьев Баксанской долины. Ежегодные выезды в эти места в течение пятнадцати лет, полевые исследования позволили не только доработать и проверить на практике приемы фитоиндикации, но и выявить вековые изменения природы высокогорий этого района.
Центральным Кавказом считается отрезок Большого Кавказа от Эльбруса до Казбека, т. е. наиболее высокая часть Кавказа. Труднодоступность этих мест давала широкий простор для фантастических вымыслов людей, побуждая их к созданию легенд. Общей особенностью легенд Кавказа является мысль об охране природы, осуществляемой духами. Это Дали у грузин, Уастирчи—у осетин, Апсат—у карачаевцев, а нередко это и местные духи конкретного ущелья. Но все они берут под защиту своих подданных — животных. Охотникам разрешается убивать лишь столько дичи, сколько им необходимо длят пропитания—духи даже помогут им в этом. Но жадность охотников, если они пожелают убить больше, чем положено, всегда жестоко наказывалась. С глубокой древности существовал обычай поклонения деревьям и целым рощам, свойственный всем этим народам. Причем культ этих деревьев много столетий удивительно сочетался с христианством и мусульманством, так как культовые сооружения воздвигались именно в тех местах, где люди поклонялись силам природы. Заслуживает внимания факт сохранения рощ в высокогорьях на пределе развития лесов, где нужда в топливе ощущалась особенно сильно. Заповедовались березовые и кленовые рощи, криволесья, дубравы, вязы, сосновые рощи и отдельные редкие старые сосны на пределе лесов и т. д.
Динамику природы огромного, многоликого Большого Кавказа с его бессчетным количеством долин, в каждой из которых свои природные особенности, свой хозяйственный уклад, а иногда и целый народ, говорящий на своем языке, невозможно охарактеризовать даже в самых общих чертах на нескольких страницах. Да и материалов в тысячелетнем интервале пока для этого мало. Поэтому эти изменения будут рассмотрены на примере Центрального Кавказа, и прежде всего верховьев Баксанской долины. Ежегодные выезды в эти места в течение пятнадцати лет, полевые исследования позволили не только доработать и проверить на практике приемы фитоиндикации, но и выявить вековые изменения природы высокогорий этого района.
Центральным Кавказом считается отрезок Большого Кавказа от Эльбруса до Казбека, т. е. наиболее высокая часть Кавказа. Труднодоступность этих мест давала широкий простор для фантастических вымыслов людей, побуждая их к созданию легенд. Общей особенностью легенд Кавказа является мысль об охране природы, осуществляемой духами. Это Дали у грузин, Уастирчи—у осетин, Апсат—у карачаевцев, а нередко это и местные духи конкретного ущелья. Но все они берут под защиту своих подданных — животных. Охотникам разрешается убивать лишь столько дичи, сколько им необходимо длят пропитания—духи даже помогут им в этом. Но жадность охотников, если они пожелают убить больше, чем положено, всегда жестоко наказывалась. С глубокой древности существовал обычай поклонения деревьям и целым рощам, свойственный всем этим народам. Причем культ этих деревьев много столетий удивительно сочетался с христианством и мусульманством, так как культовые сооружения воздвигались именно в тех местах, где люди поклонялись силам природы. Заслуживает внимания факт сохранения рощ в высокогорьях на пределе развития лесов, где нужда в топливе ощущалась особенно сильно. Заповедовались березовые и кленовые рощи, криволесья, дубравы, вязы, сосновые рощи и отдельные редкие старые сосны на пределе лесов и т. д.
Ранним солнечным утром, когда и туманы, и пыль степей Предкавказья словно спят, опустившись на землю, внезапно возникает величественная цепь Кавказских гор.
Динамику природы огромного, многоликого Большого Кавказа с его бессчетным количеством долин, в каждой из которых свои природные особенности, свой хозяйственный уклад, а иногда и целый народ, говорящий на своем языке, невозможно охарактеризовать даже в самых общих чертах на нескольких страницах. Да и материалов в тысячелетнем интервале пока для этого мало. Поэтому эти изменения будут рассмотрены на примере Центрального Кавказа, и прежде всего верховьев Баксанской долины. Ежегодные выезды в эти места в течение пятнадцати лет, полевые исследования позволили не только доработать и проверить на практике приемы фитоиндикации, но и выявить вековые изменения природы высокогорий этого района.
Центральным Кавказом считается отрезок Большого Кавказа от Эльбруса до Казбека, т. е. наиболее высокая часть Кавказа. Труднодоступность этих мест давала широкий простор для фантастических вымыслов людей, побуждая их к созданию легенд. Общей особенностью легенд Кавказа является мысль об охране природы, осуществляемой духами. Это Дали у грузин, Уастирчи—у осетин, Апсат—у карачаевцев, а нередко это и местные духи конкретного ущелья. Но все они берут под защиту своих подданных — животных. Охотникам разрешается убивать лишь столько дичи, сколько им необходимо длят пропитания—духи даже помогут им в этом. Но жадность охотников, если они пожелают убить больше, чем положено, всегда жестоко наказывалась. С глубокой древности существовал обычай поклонения деревьям и целым рощам, свойственный всем этим народам. Причем культ этих деревьев много столетий удивительно сочетался с христианством и мусульманством, так как культовые сооружения воздвигались именно в тех местах, где люди поклонялись силам природы. Заслуживает внимания факт сохранения рощ в высокогорьях на пределе развития лесов, где нужда в топливе ощущалась особенно сильно. Заповедовались березовые и кленовые рощи, криволесья, дубравы, вязы, сосновые рощи и отдельные редкие старые сосны на пределе лесов и т. д.
Описывая эти священные рощи, Е. Г. Вейденбаум обращает внимание на их странный внешний вид: вокруг рощ натыканы различные острые предметы — палки, стрелы, копья. Вот как рассказывает об этом в 1976 г. осетинский историк М. И. Гиоев в Дигорской долине (устное сообщение): «Одно из самых ярких воспоминаний моего детства—это рассказы о священных рощах, в которых нельзя было сломать ни единой веточки, иначе на тебя падет страшная кара. Раз в год местные зуары—служители культа устраивали торжественный ритуал освящения острых предметов: заостренных палок, мечей, стрел среди многолюдного скопления людей; затем эти предметы, приобретавшие уже священную силу, торжественно переносились к священным рощам, вход в которые заповедовался— острые предметы, устанавливаемые вокруг рощи, были своеобразными «табу». В роще после этого нельзя было сломать ни единой веточки. Нарушившего запрет постигала кара—слепота. А в раннем детстве, когда я видел эти рощи с запрещенными знаками, я их с ужасом обходил. Когда у нас шла борьба с религиозными предрассудками, знаки «табу» с рощ были сняты, многие рощи были вырублены. И тогда во многих местах стали сходить лавины. Значительно позже я понял — зуары выбирали для охраны рощи, которые сдерживали сход лавин. И теперь, много лет занимаясь воспитанием студентов, я не могу не восхищаться способом внушения запрета—ведь сами деревья никогда не объяснят, что они больше нужны людям не как топливо, а как защита от лавин, а в диких местах, где расположены эти рощи, никогда не будет столько охранников, которые бы не пускали в рощи людей. Знаки же «табу» были великолепным изобретением
зуаров».
Часть местных легенд и наблюдений, собранных на Центральном Кавказе, чрезвычайно важна в том виде, как ее рассказали люди.
Из воспоминаний Дахира Кочкарова, 120-летнего жителя поселка Терскол, балкарца, запись 1974 г.
«Сколько я живу на свете, но не могу сказать, что вокруг произошли большие перемены в росте трав и деревьев. Правда, деревьев раньше росло вокруг больше и травы были выше, но это потому, что людей и скота было меньше. И лавины в последние годы стали больше лес выбивать. Самое страшное событие в долине я пережил, когда мне было лет 15, я тогда пастухом был. Произошло это в холерный год. На равнине тогда очень много людей от холеры умирало, и к нам в горы люди приходили спасаться. А здесь никто от холеры не умер. И вот в тот год летом, к вечеру, со стороны Азау поднялась черная туча. Она закрыла долину так, что стало темно, как ночью.
Пошел сель и поломал, как тонкие былинки, старые сосны и принес много огромных глыб, которые и поныне лежат повсюду в поселке. Но никто тогда не погиб из людей — все спаслись.
Помню я еще, что раньше ледники вниз спускались по долинам ниже, чем сейчас, совсем близко были. Но особых холодов в те годы я не упомню, и травы, деревья росли.так же, как и теперь».
О сходе селя в 1877 г. в долине р. Шхельды (со слов Ш. Хаджиева, запись 1970 г.): «Рассказал мне мой дед, Джути Джапуев, что самое страшное, что он помнит в своей жизни,— это сель, сошедший со Шхельды 93 года назад». Рассказывал мой дед об этом так:
«Был я тогда ребенком. Пещеры нашего рода были расположены у поляны при впадении Шхельды в Адыл-Су. Тогда здесь была расположена огромная поляна, славившаяся своей зеленью и красотой, на которую собирались на празднества жители всех окрестных долин.
Однажды днем внезапно раздался шум обвала, от которого сотряслась земля. А потом послышался все нарастающий оглушительный гул.
Гул этот был так ужасен, что люди и скот как безумные бросились вверх по склону. Со склона мы увидели, что над ледником Шхельда поднялась туча пыли. Потом уж люди додумались, что обвалился лед и камни, преграждавшие путь к воде, и талая вода устремилась вниз, разрушая берега, перенося огромные глыбы. Обрушилась эта грязная вода с камнями и глыбами на нашу поляну и уничтожила ее. Только небольшие участки сохранились по краям поляны. Вода все прибывала и прибывала, а выход для нее был по-прежнему узок.
И тогда на наших глазах образовалось озеро. За быком, что остался на другой стороне поляны, пришлось плыть на связанных бревнах. Вскоре вода пробила себе дорогу, и озеро вытекло.
Так исчезла поляна нашего рода, лучшая поляна окрестных долин».
Сейчас на той рытвине, что пробила тогда себе вода, растет высокий сосновый лес. А я помню, как сосны только что поселились там и были высотой с ребенка.
Тот сель перекрывал даже высокий вал, по которому сейчас растут старые сосные у левого склона. Все сосны по склону к руслу были уничтожены, а по вершине вала сель не мог сломать старые сосны».
Из воспоминаний Нона Джапуева, 70 лет, и Бальду Джапуевой, 69 лет, его жены, дочери Сайда Хаджиева, балкарцев, запись 1974 г.: «В тот самый день, когда сошел сель со Шхельды, дед Джути Джапуев был еще ребенком и пас скот на склоне Адыл-Су, против Шхельдской долины. Весь день было ясно и сухо, а к вечеру черное облако в верховьях Шхельдской долины поднялось, сошел сель и загородил всю долину. Быстро стала скапливаться вода, и еще до темноты озеро образовалось. В полночь вода прорвалась вниз, в долину Адыл-Су, но выход был небольшой, и поэтому внизу, в долине, селения не пострадали, так как вода стекала постепенно. Еще был мощный сель в 1959 г. тогда озеро Башкаринское прорвалось, и до сих пор голые места остались там, где этот сель проходил.
После схода селя со Шхельды сосны в устье Шхельды росли очень дружно, густая поросль была, красивая. А правее, где русла реки не было, деревья всегда были очень большие и старые. Заросли там всегда были густые, из малины, смородины. И жил там медведь. Очень боялись все этого места. Медведь овец задирал не раз, а как однажды человека поломал, собрались три охотника—Урусбиев, Залижанов и Сайд Хаджиев—и убили этого медведя».
Со слов Ш. Хаджиева, запись 1970 г.: «Раньше лавины сходили чаще, особенно в 20—40-х годах. Зимы были тогда теплые и снежные. В 1934 г. лавина сошла с Чегета и ударила в противоположный склон и тогда только легда на дно долины. Все сосны были повалены. Снег этой лавины лежал все лето. К кошу на поляне Азау пробирались все лето с большим трудом сквозь снег и упавшие деревья.
В том же 1934 г. огромная лавина сошла с ледника Когутай».
Рассказы А. Тилова, балкарца, 50 лет, запись 1972 г.:
«Огромная лавина сошла на поляну Азау в 1934 г. и ударила в восточную часть конуса Гара-Баши. Сейчас всюду разросся молодой сосновый лес, а до удара лавины здесь росли большие старые сосны. Лавина повалила весь старый лес так, что все лето невозможно здесь было проехать на шпаках, чтобы попасть на поляну Азау».
«…На моей памяти сель сошел на поляну Азау с северо-западной стороны в 1936 г. Там, где прошел сель, он снес все старые деревья, оставив только две сосны среди луга. Возле самого русла сель нагромоздил два вала. Семена сосен попали на пустую землю и проросли так густо, словно их посеяли на грядку. Поселились отдельные сосны по пустым местам на конусе, где им трава не мешала. С 1961 г. эти сосны стали чахнуть от холодов».
«…Говорят, что верховья Баксанской долины были пусты до прихода первых карачаевцев и черкесов потому, что здесь прошел страшный сель, уничтоживший всех людей и весь скот».
Рассказ Ш. Хаджиева, балкарца, 69 лет, запись 1970 г.:
«Было это давным-давно. Люди рассказали деду моему эту историю, а что в ней правда, что вымысел — судите сами.
Эльбрус в те далекие времена был черным и торчал среди других вершин, как обгорелый пень.
В верховьях Малки на горе Сирх* и поныне можно видеть развалины каменного загона огромных размеров. Властительницей этих мест в те далекие времена была девушка по имени Мельяна.
Когда пришла ей пора выходить замуж, объявила она, что назовет своим супругом только того, кто заполнит скотом весь ее огромный загон.
Велики были владения у Мельяны, на все окрестные места славились ее луга, расположенные по северным склонам Эльбруса и скрытые ныне подо льдом. Поэтому многие хотели бы взять ее в жены, но ни у кого не было столько скота, чтобы наполнить ее огромные загоны. И пришлось бы Мельяне коротать свой век одной, если бы не один бедный, но находчивый юноша.
Собрал он своих друзей и отправился с ними на Эльбрус. А на Эльбрусе в те времена паслось великое множество туров. Поднялись они на Эльбрус с юга, а потом стали спускаться по северному склону, гоня перед собой туров.
Туров было столько, что шли они сплошной стеной длиной в полкилометра. Направили этих туров точно в загоны, и очень скоро весь он наполнился животными.
Но туры стали перескакивать через каменные стены загона, и вскоре весь он опустел.
«Плох твой загон,—сказал юноша.— Но я выполнил твое условие — весь твой загон был заполнен скотом, и ты должна стать моей женой».
И пришлось Мельяне выйти за него замуж, а бедный юноша стал владельцем самых богатых и обширных пастбищ на Эльбрусе…
Один очень старый дед, которого давно уже нет в живых, рассказывал мне, когда он был еще юношей, что в далеком прошлом Эльбрус был черным и на нем были расположены богатейшие пастбища, которых теперь нет и в помине—все покрыто снегом и льдом.
Но в прошлые времена, если ты продаешь лошадь, которая паслась на Эльбрусе, за нее давали в полтора раза больше, чем за любую другую».
Много ярких воспоминании о прошлом у людей связано с пожарами. Они возникали в Баксанской долине чаще всего в сухие осенние дни. Сосновые леса по южному склону, по мнению многих, погибли от пожаров. Следы пожара 1951 г. на склоне горы Иткол можно видеть и теперь по обгорелым пням. Вот что рассказывал о пожарах А. Тилов, запись 1972 г.:
«В давние времена верховья долины были пустынны из-за страшного пожара. Люди, быки и другой скот погибли в этом пожаре. Никому не удалось спастись. Поэтому первые из пришельцев — Гекки и Джапуй— пришли в безлюдные места. Плохо заселялась долина из-за дурной молвы. Говорили люди, что в ней много пауков, от которых и людям и скоту было здесь невмоготу жить. И в древности люди поэтому жили не по дну долины, а на высоких склонах над долиной. Там по пологим местам еще недавно находили стрелы и следы землянок. Теперь уж давно люди не живут так высоко… Очень страшный пожар, о котором помнят люди, был в долине лет 80—100 назад. Горел весь склон Иткол-Баши, обращенный на юг. Старик Кочка-ров помнит об этом пожаре. И теперь сосны не растут на месте пожарища, а только выше или ниже». Д. Коч-каров в 1974 г. рассказывал, что «огромный пожар люди сделали», чтобы сжечь весь скот, зараженный
ящуром.
Наблюдения местных жителей за влиянием погодных условий на рост трав и картофеля единодушно свидетельствует о том, что прохладные дождливые летние сезоны всюду благоприятны для роста трав, но по дну долины картофель тогда не удается. Хорошо рос картофель в 30-х годах, а с 70-х годов урожаи его стали совсем плохими. Стационарные наблюдения за ростом трав подтвердили, что в дождливые годы травы всюду лучше и\’ на 20% выше, чем в засушливые годы. А сосны в эти годы лучше растут лишь по южным склонам.
Палинологические данные по Центральному Кавказу (анализ торфяника с Северного склона Эльбруса, с высоты 2500 м, проведенный Г. Г. Карташевой и сопоставленный с изменениями растительности последних столетий, позволил установить скорость нарастания торфа и продатировать разрез) дают возможность наметить некоторые черты изменений. За семь тысячелетий отклонения в спектрах, близкие по характеру к XVII в. и выражавшиеся в данном разрезе прежде всего в увеличении пыльцы сосны, имели место в период зарождения торфяника (около 6250 лет до н. э.). Наиболее резким это увеличение было в 3700 г. до н. э., менее четким—в 2750, 1750 гг. до н. э. Почти аналогично XVII в. пыльца сосны возрастала в 750 и 250гг. до н. э., а затем в 1250г. н. э. Количество пыльцевых зерен пихты и ели было наибольшим в нашем столетии, и в 1250 г. до н. э. Прослеживается тенденция к возрастанию этой пыльцы 4000, 2000, 1250, 500 лет до н. э. и с 1250 г. н. э. Увеличение пыльцы ели было и в середине 1-го тысячелетия н. э.
Сопоставления прироста деревьев с наблюдениями метеорологической станции, датирование по повреждениям годичных колец деревьев и с помощью лихеномет-рического метода селевых, ледниковых, лавинных отложений, привлечение материалов радиоуглеродных и палинологических датировок, литературных источников позволили восстановить картину изменения природы за тысячелетие Центрального и примыкающих районов Западного Кавказа.
В IX—XII вв. на Центральном Кавказе были условия, сходные с современными. В этом интервале имел место «архызский перерыв оледенения и снежности», выделенный недавно впервые Г. К. Тушинским, но отнесенный им к 1-му тысячелетию в целом. Привлечение фитоиндикационных датировок позволило сузить этот период до нескольких столетий.
Дендрохонологические расчеты позволили сделать вывод, что среднесуточные температуры летних месяцев могли подниматься на 3° выше современных. Сосны продвинулись по днищам долин до 2600 м. Выше «взбиралась» облепиха. Слабо разложившиеся ее стволы находятся на высотах 2300 м в Баксанской долине, а сейчас она поднимается до 2000 м по днищу долины (по склонам—местами выше). На склонах южной экспозиции сосняки сокращали свои площади; большое развитие получили участки нагорных степей с овсяницей овечьей, оносмой, коровяком, ковыльником.
Дендрохронологический анализ сосен показал, что деревья, произраставшие в IX—X вв., увеличивали прирост, как и современные деревья, а в XI—XII вв. напротив, уменьшали прирост.
Наиболее интересную информацию дали деревья, погребенные в долине ниже перевала Бечо, снижавшие прирост в XII в.
В настоящее время сосновые леса здесь отсутствуют. По склонам на высотах до 2600 м встречается лишь подрост сосен и берез высотой до 3 м. Сосняки восстановятся здесь лишь через 100—200 лет.
Характерной чертой этого периода для Кавказа являются наличие пашен на уровнях выше современного на 200—500 м и приуроченность некоторых поселений к местам, где в последующие столетия сходили лавины (на примере Теберды). В Баксанской долине следы бывших пашен прослеживаются на высотах 2200 м (в долине Адыр-Су) и на пологих склонах на высотах 2600 м (на южном склоне горы Иткол). Показательно, что земледельцам тех времен не хватало воды на пашнях и они направляли к ним ручьи. По легендам местных жителей, земледелием здесь занимались народы, жившие до балкарцев, т. е. не позднее XIII— XIV вв. Сами балкарцы на этих высотах земледелием не занимаются, но направляют ручьи для обводнения лугов.
В современных условиях на склонах южной экспозиции влага является основным лимитирующим фактором для растений.
Начало и конец «архызского перерыва» выделяются сходом мощных селей, продатированных радиоуглеродным и лихенометрическим методами.
В период с XIII по XIX в. увлажненность и снижение температур увеличиваются. Ледники наступали в XIII и в XVII—XIX вв., достигая максимума в XVII в., что фиксируется лихенометрически. В этот период создались благоприятные условия для развития сосновых лесов по южным склонам. В Баксанской долине склоны южных экспозиций почти все были залесены. Хороший прирост сосен наблюдался здесь в XVII в., когда увеличение летней увлажненности создавало благоприятные условия и для продвижения ледников. Растительность днищ долин была уничтожена в верховьях ледниковых долин, и отступила вниз по долинам на сотни метров. Прирост сосен здесь был минимальным. Растительные пояса по склонам гор спустились вниз на 200—500 м. Фрагменты горных степей оказались в неблагоприятных условиях.
Наступания ледников, прирост деревьев, интенсивность лавинно-селевой деятельности постоянно колебались и в этот период. Нельзя поэтому считать, что весь период XVII—XIX вв. был холодным и влажным. Интересным и, пожалуй, единственным печатным свидетельством о наступающих ледниках Кавказа в XVIII в. могут служить стихи Г. Державина:
Как с ребр там страшных гор лиясь, Ревут в мрак бездн сердиты реки; Как с чел их с грохотом снега Падут, лежавши целы веки. Как глыба там сизоянтарна, Навесясь, смотрит в темный бор.
Действительно, «сизоянтарная» глыба льда, нависающая над сосновым лесом, может быть наблюдаема только тогда, когда ледник наступает. В настоящее время, например, после столетия отступания ледников нижние части ледника обычно покрыты «чехлом» обломочного материала. Вблизи их краев расположено безлесное пространство со свежими ледниковыми отложениями, на которых поселяются прежде всего травы-пионеры. Близкое же соседство с «зеленым бором» возможно при наступании или временной стабилизации края наступающего ледника.
В 1680—1790 гг. прирост сосен как по днищу долины, так и по склону южной экспозиции был относительно высоким. Значительное развитие имела лавинно-селевая деятельность, оставившая следы на соснах днища долины. Однако некоторое оживление ледниковой деятельности и снижение прироста сосен было и в этот отрезок времени (середина XVIII в.). «Сизоянтарная глыба льда», нависающая над сосновым бором, вероятно, осталась в памяти у Г. Державина именно с той поры, когда он ребенком жил в Ставропольском крае, куда был переведен его отец-военный.
Конец XVIII в. и первое десятилетие XIX в. выделяются резким сокращением прироста годичных колец у сосен днища долины, неоднократными продвижениями ледников и некоторым ослаблением лавинно-селевой •деятельности. Интересно отметить, что в конце XVIII в. прирост деревьев снижался как у деревьев днища долины, так и у деревьев склона южной экспозиции. Затем у деревьев по склону южной экспозиции был хороший прирост, что можно связать с возросшим количеством осадков, а у деревьев днища Долины произраставших в непосредственной близости от края ледника,— низкий прирост первые. В течение второй половины XIX в. и в первые десятилетия XX в. ледники неоднократно наступали но пячмеоы их с каждым разом были все меньше и меньше Поэтому сегодня в некоторых долинах можно вид серию моренных валов в форме подков, словно ванных друг Гдруга. Лихенометрические датировки показывают, что каждая внутренняя «подкова» моложе своей внешней «соседки», значительно расстояние и между моренами.
Однако с середины XIX в. начался новый период, характеризующийся повышением температур в высокогорьях что дало возможность продвижения альпийских и субальпийских лугов, лесов и криволесии выше в горы. Одновременно повсеместно наблюдаются черты увеличения сухости, отчего страдают леса южных склонов 60-х годов XX в. стало заметно снижение прироста сосен и сокращение возобновления на верхнем} пределе. Усиление ветров вызывает существенную перестройку растительности из-за надувов снегов, схода лавин и выражается в расширении нижнего и верхнего высотных пределов субальпийского пояса.
Связаны эти явления со 180-летними изменениями, уловить которые удалось по колебаниям прироста сосен. 60-летия плохого прироста чередуются здесь со 120-летиями хорошего. Окончание хорошего прироста произошло около 40-х годов, самые низкие приросты приходились на 1970—1980гг.
Таким образом, современный облик ландшафта несет на себе черты трех разнородных климатических периодов: сухого и теплого периодов VIII—XII вв., влажного и прохладного периодов XIII—XIX вв. и в последнее столетие отчетливо прослеживается период относительно высоких температур и уменьшения увлажненности.
Динамику природы огромного, многоликого Большого Кавказа с его бессчетным количеством долин, в каждой из которых свои природные особенности, свой хозяйственный уклад, а иногда и целый народ, говорящий на своем языке, невозможно охарактеризовать даже в самых общих чертах на нескольких страницах. Да и материалов в тысячелетнем интервале пока для этого мало. Поэтому эти изменения будут рассмотрены на примере Центрального Кавказа, и прежде всего верховьев Баксанской долины. Ежегодные выезды в эти места в течение пятнадцати лет, полевые исследования позволили не только доработать и проверить на практике приемы фитоиндикации, но и выявить вековые изменения природы высокогорий этого района.
Центральным Кавказом считается отрезок Большого Кавказа от Эльбруса до Казбека, т. е. наиболее высокая часть Кавказа. Труднодоступность этих мест давала широкий простор для фантастических вымыслов людей, побуждая их к созданию легенд. Общей особенностью легенд Кавказа является мысль об охране природы, осуществляемой духами. Это Дали у грузин, Уастирчи—у осетин, Апсат—у карачаевцев, а нередко это и местные духи конкретного ущелья. Но все они берут под защиту своих подданных — животных. Охотникам разрешается убивать лишь столько дичи, сколько им необходимо длят пропитания—духи даже помогут им в этом. Но жадность охотников, если они пожелают убить больше, чем положено, всегда жестоко наказывалась. С глубокой древности существовал обычай поклонения деревьям и целым рощам, свойственный всем этим народам. Причем культ этих деревьев много столетий удивительно сочетался с христианством и мусульманством, так как культовые сооружения воздвигались именно в тех местах, где люди поклонялись силам природы. Заслуживает внимания факт сохранения рощ в высокогорьях на пределе развития лесов, где нужда в топливе ощущалась особенно сильно. Заповедовались березовые и кленовые рощи, криволесья, дубравы, вязы, сосновые рощи и отдельные редкие старые сосны на пределе лесов и т. д.
Описывая эти священные рощи, Е. Г. Вейденбаум обращает внимание на их странный внешний вид: вокруг рощ натыканы различные острые предметы — палки, стрелы, копья. Вот как рассказывает об этом в 1976 г. осетинский историк М. И. Гиоев в Дигорской долине (устное сообщение): «Одно из самых ярких воспоминаний моего детства—это рассказы о священных рощах, в которых нельзя было сломать ни единой веточки, иначе на тебя падет страшная кара. Раз в год местные зуары—служители культа устраивали торжественный ритуал освящения острых предметов: заостренных палок, мечей, стрел среди многолюдного скопления людей; затем эти предметы, приобретавшие уже священную силу, торжественно переносились к священным рощам, вход в которые заповедовался— острые предметы, устанавливаемые вокруг рощи, были своеобразными «табу». В роще после этого нельзя было сломать ни единой веточки. Нарушившего запрет постигала кара—слепота. А в раннем детстве, когда я видел эти рощи с запрещенными знаками, я их с ужасом обходил. Когда у нас шла борьба с религиозными предрассудками, знаки «табу» с рощ были сняты, многие рощи были вырублены. И тогда во многих местах стали сходить лавины. Значительно позже я понял — зуары выбирали для охраны рощи, которые сдерживали сход лавин. И теперь, много лет занимаясь воспитанием студентов, я не могу не восхищаться способом внушения запрета—ведь сами деревья никогда не объяснят, что они больше нужны людям не как топливо, а как защита от лавин, а в диких местах, где расположены эти рощи, никогда не будет столько охранников, которые бы не пускали в рощи людей. Знаки же «табу» были великолепным изобретением
зуаров».
Часть местных легенд и наблюдений, собранных на Центральном Кавказе, чрезвычайно важна в том виде, как ее рассказали люди.
Из воспоминаний Дахира Кочкарова, 120-летнего жителя поселка Терскол, балкарца, запись 1974 г.
«Сколько я живу на свете, но не могу сказать, что вокруг произошли большие перемены в росте трав и деревьев. Правда, деревьев раньше росло вокруг больше и травы были выше, но это потому, что людей и скота было меньше. И лавины в последние годы стали больше лес выбивать. Самое страшное событие в долине я пережил, когда мне было лет 15, я тогда пастухом был. Произошло это в холерный год. На равнине тогда очень много людей от холеры умирало, и к нам в горы люди приходили спасаться. А здесь никто от холеры не умер. И вот в тот год летом, к вечеру, со стороны Азау поднялась черная туча. Она закрыла долину так, что стало темно, как ночью.
Пошел сель и поломал, как тонкие былинки, старые сосны и принес много огромных глыб, которые и поныне лежат повсюду в поселке. Но никто тогда не погиб из людей — все спаслись.
Помню я еще, что раньше ледники вниз спускались по долинам ниже, чем сейчас, совсем близко были. Но особых холодов в те годы я не упомню, и травы, деревья росли.так же, как и теперь».
О сходе селя в 1877 г. в долине р. Шхельды (со слов Ш. Хаджиева, запись 1970 г.): «Рассказал мне мой дед, Джути Джапуев, что самое страшное, что он помнит в своей жизни,— это сель, сошедший со Шхельды 93 года назад». Рассказывал мой дед об этом так:
«Был я тогда ребенком. Пещеры нашего рода были расположены у поляны при впадении Шхельды в Адыл-Су. Тогда здесь была расположена огромная поляна, славившаяся своей зеленью и красотой, на которую собирались на празднества жители всех окрестных долин.
Однажды днем внезапно раздался шум обвала, от которого сотряслась земля. А потом послышался все нарастающий оглушительный гул.
Гул этот был так ужасен, что люди и скот как безумные бросились вверх по склону. Со склона мы увидели, что над ледником Шхельда поднялась туча пыли. Потом уж люди додумались, что обвалился лед и камни, преграждавшие путь к воде, и талая вода устремилась вниз, разрушая берега, перенося огромные глыбы. Обрушилась эта грязная вода с камнями и глыбами на нашу поляну и уничтожила ее. Только небольшие участки сохранились по краям поляны. Вода все прибывала и прибывала, а выход для нее был по-прежнему узок.
И тогда на наших глазах образовалось озеро. За быком, что остался на другой стороне поляны, пришлось плыть на связанных бревнах. Вскоре вода пробила себе дорогу, и озеро вытекло.
Так исчезла поляна нашего рода, лучшая поляна окрестных долин».
Сейчас на той рытвине, что пробила тогда себе вода, растет высокий сосновый лес. А я помню, как сосны только что поселились там и были высотой с ребенка.
Тот сель перекрывал даже высокий вал, по которому сейчас растут старые сосные у левого склона. Все сосны по склону к руслу были уничтожены, а по вершине вала сель не мог сломать старые сосны».
Из воспоминаний Нона Джапуева, 70 лет, и Бальду Джапуевой, 69 лет, его жены, дочери Сайда Хаджиева, балкарцев, запись 1974 г.: «В тот самый день, когда сошел сель со Шхельды, дед Джути Джапуев был еще ребенком и пас скот на склоне Адыл-Су, против Шхельдской долины. Весь день было ясно и сухо, а к вечеру черное облако в верховьях Шхельдской долины поднялось, сошел сель и загородил всю долину. Быстро стала скапливаться вода, и еще до темноты озеро образовалось. В полночь вода прорвалась вниз, в долину Адыл-Су, но выход был небольшой, и поэтому внизу, в долине, селения не пострадали, так как вода стекала постепенно. Еще был мощный сель в 1959 г. тогда озеро Башкаринское прорвалось, и до сих пор голые места остались там, где этот сель проходил.
После схода селя со Шхельды сосны в устье Шхельды росли очень дружно, густая поросль была, красивая. А правее, где русла реки не было, деревья всегда были очень большие и старые. Заросли там всегда были густые, из малины, смородины. И жил там медведь. Очень боялись все этого места. Медведь овец задирал не раз, а как однажды человека поломал, собрались три охотника—Урусбиев, Залижанов и Сайд Хаджиев—и убили этого медведя».
Со слов Ш. Хаджиева, запись 1970 г.: «Раньше лавины сходили чаще, особенно в 20—40-х годах. Зимы были тогда теплые и снежные. В 1934 г. лавина сошла с Чегета и ударила в противоположный склон и тогда только легда на дно долины. Все сосны были повалены. Снег этой лавины лежал все лето. К кошу на поляне Азау пробирались все лето с большим трудом сквозь снег и упавшие деревья.
В том же 1934 г. огромная лавина сошла с ледника Когутай».
Рассказы А. Тилова, балкарца, 50 лет, запись 1972 г.:
«Огромная лавина сошла на поляну Азау в 1934 г. и ударила в восточную часть конуса Гара-Баши. Сейчас всюду разросся молодой сосновый лес, а до удара лавины здесь росли большие старые сосны. Лавина повалила весь старый лес так, что все лето невозможно здесь было проехать на шпаках, чтобы попасть на поляну Азау».
«…На моей памяти сель сошел на поляну Азау с северо-западной стороны в 1936 г. Там, где прошел сель, он снес все старые деревья, оставив только две сосны среди луга. Возле самого русла сель нагромоздил два вала. Семена сосен попали на пустую землю и проросли так густо, словно их посеяли на грядку. Поселились отдельные сосны по пустым местам на конусе, где им трава не мешала. С 1961 г. эти сосны стали чахнуть от холодов».
«…Говорят, что верховья Баксанской долины были пусты до прихода первых карачаевцев и черкесов потому, что здесь прошел страшный сель, уничтоживший всех людей и весь скот».
Рассказ Ш. Хаджиева, балкарца, 69 лет, запись 1970 г.:
«Было это давным-давно. Люди рассказали деду моему эту историю, а что в ней правда, что вымысел — судите сами.
Эльбрус в те далекие времена был черным и торчал среди других вершин, как обгорелый пень.
В верховьях Малки на горе Сирх* и поныне можно видеть развалины каменного загона огромных размеров. Властительницей этих мест в те далекие времена была девушка по имени Мельяна.
Когда пришла ей пора выходить замуж, объявила она, что назовет своим супругом только того, кто заполнит скотом весь ее огромный загон.
Велики были владения у Мельяны, на все окрестные места славились ее луга, расположенные по северным склонам Эльбруса и скрытые ныне подо льдом. Поэтому многие хотели бы взять ее в жены, но ни у кого не было столько скота, чтобы наполнить ее огромные загоны. И пришлось бы Мельяне коротать свой век одной, если бы не один бедный, но находчивый юноша.
Собрал он своих друзей и отправился с ними на Эльбрус. А на Эльбрусе в те времена паслось великое множество туров. Поднялись они на Эльбрус с юга, а потом стали спускаться по северному склону, гоня перед собой туров.
Туров было столько, что шли они сплошной стеной длиной в полкилометра. Направили этих туров точно в загоны, и очень скоро весь он наполнился животными.
Но туры стали перескакивать через каменные стены загона, и вскоре весь он опустел.
«Плох твой загон,—сказал юноша.— Но я выполнил твое условие — весь твой загон был заполнен скотом, и ты должна стать моей женой».
И пришлось Мельяне выйти за него замуж, а бедный юноша стал владельцем самых богатых и обширных пастбищ на Эльбрусе…
Один очень старый дед, которого давно уже нет в живых, рассказывал мне, когда он был еще юношей, что в далеком прошлом Эльбрус был черным и на нем были расположены богатейшие пастбища, которых теперь нет и в помине—все покрыто снегом и льдом.
Но в прошлые времена, если ты продаешь лошадь, которая паслась на Эльбрусе, за нее давали в полтора раза больше, чем за любую другую».
Много ярких воспоминании о прошлом у людей связано с пожарами. Они возникали в Баксанской долине чаще всего в сухие осенние дни. Сосновые леса по южному склону, по мнению многих, погибли от пожаров. Следы пожара 1951 г. на склоне горы Иткол можно видеть и теперь по обгорелым пням. Вот что рассказывал о пожарах А. Тилов, запись 1972 г.:
«В давние времена верховья долины были пустынны из-за страшного пожара. Люди, быки и другой скот погибли в этом пожаре. Никому не удалось спастись. Поэтому первые из пришельцев — Гекки и Джапуй— пришли в безлюдные места. Плохо заселялась долина из-за дурной молвы. Говорили люди, что в ней много пауков, от которых и людям и скоту было здесь невмоготу жить. И в древности люди поэтому жили не по дну долины, а на высоких склонах над долиной. Там по пологим местам еще недавно находили стрелы и следы землянок. Теперь уж давно люди не живут так высоко… Очень страшный пожар, о котором помнят люди, был в долине лет 80—100 назад. Горел весь склон Иткол-Баши, обращенный на юг. Старик Кочка-ров помнит об этом пожаре. И теперь сосны не растут на месте пожарища, а только выше или ниже». Д. Коч-каров в 1974 г. рассказывал, что «огромный пожар люди сделали», чтобы сжечь весь скот, зараженный
ящуром.
Наблюдения местных жителей за влиянием погодных условий на рост трав и картофеля единодушно свидетельствует о том, что прохладные дождливые летние сезоны всюду благоприятны для роста трав, но по дну долины картофель тогда не удается. Хорошо рос картофель в 30-х годах, а с 70-х годов урожаи его стали совсем плохими. Стационарные наблюдения за ростом трав подтвердили, что в дождливые годы травы всюду лучше и\’ на 20% выше, чем в засушливые годы. А сосны в эти годы лучше растут лишь по южным склонам.
Палинологические данные по Центральному Кавказу (анализ торфяника с Северного склона Эльбруса, с высоты 2500 м, проведенный Г. Г. Карташевой и сопоставленный с изменениями растительности последних столетий, позволил установить скорость нарастания торфа и продатировать разрез) дают возможность наметить некоторые черты изменений. За семь тысячелетий отклонения в спектрах, близкие по характеру к XVII в. и выражавшиеся в данном разрезе прежде всего в увеличении пыльцы сосны, имели место в период зарождения торфяника (около 6250 лет до н. э.). Наиболее резким это увеличение было в 3700 г. до н. э., менее четким—в 2750, 1750 гг. до н. э. Почти аналогично XVII в. пыльца сосны возрастала в 750 и 250гг. до н. э., а затем в 1250г. н. э. Количество пыльцевых зерен пихты и ели было наибольшим в нашем столетии, и в 1250 г. до н. э. Прослеживается тенденция к возрастанию этой пыльцы 4000, 2000, 1250, 500 лет до н. э. и с 1250 г. н. э. Увеличение пыльцы ели было и в середине 1-го тысячелетия н. э.
Сопоставления прироста деревьев с наблюдениями метеорологической станции, датирование по повреждениям годичных колец деревьев и с помощью лихеномет-рического метода селевых, ледниковых, лавинных отложений, привлечение материалов радиоуглеродных и палинологических датировок, литературных источников позволили восстановить картину изменения природы за тысячелетие Центрального и примыкающих районов Западного Кавказа.
В IX—XII вв. на Центральном Кавказе были условия, сходные с современными. В этом интервале имел место «архызский перерыв оледенения и снежности», выделенный недавно впервые Г. К. Тушинским, но отнесенный им к 1-му тысячелетию в целом. Привлечение фитоиндикационных датировок позволило сузить этот период до нескольких столетий.
Дендрохонологические расчеты позволили сделать вывод, что среднесуточные температуры летних месяцев могли подниматься на 3° выше современных. Сосны продвинулись по днищам долин до 2600 м. Выше «взбиралась» облепиха. Слабо разложившиеся ее стволы находятся на высотах 2300 м в Баксанской долине, а сейчас она поднимается до 2000 м по днищу долины (по склонам—местами выше). На склонах южной экспозиции сосняки сокращали свои площади; большое развитие получили участки нагорных степей с овсяницей овечьей, оносмой, коровяком, ковыльником.
Дендрохронологический анализ сосен показал, что деревья, произраставшие в IX—X вв., увеличивали прирост, как и современные деревья, а в XI—XII вв. напротив, уменьшали прирост.
Наиболее интересную информацию дали деревья, погребенные в долине ниже перевала Бечо, снижавшие прирост в XII в.
В настоящее время сосновые леса здесь отсутствуют. По склонам на высотах до 2600 м встречается лишь подрост сосен и берез высотой до 3 м. Сосняки восстановятся здесь лишь через 100—200 лет.
Характерной чертой этого периода для Кавказа являются наличие пашен на уровнях выше современного на 200—500 м и приуроченность некоторых поселений к местам, где в последующие столетия сходили лавины (на примере Теберды). В Баксанской долине следы бывших пашен прослеживаются на высотах 2200 м (в долине Адыр-Су) и на пологих склонах на высотах 2600 м (на южном склоне горы Иткол). Показательно, что земледельцам тех времен не хватало воды на пашнях и они направляли к ним ручьи. По легендам местных жителей, земледелием здесь занимались народы, жившие до балкарцев, т. е. не позднее XIII— XIV вв. Сами балкарцы на этих высотах земледелием не занимаются, но направляют ручьи для обводнения лугов.
В современных условиях на склонах южной экспозиции влага является основным лимитирующим фактором для растений.
Начало и конец «архызского перерыва» выделяются сходом мощных селей, продатированных радиоуглеродным и лихенометрическим методами.
В период с XIII по XIX в. увлажненность и снижение температур увеличиваются. Ледники наступали в XIII и в XVII—XIX вв., достигая максимума в XVII в., что фиксируется лихенометрически. В этот период создались благоприятные условия для развития сосновых лесов по южным склонам. В Баксанской долине склоны южных экспозиций почти все были залесены. Хороший прирост сосен наблюдался здесь в XVII в., когда увеличение летней увлажненности создавало благоприятные условия и для продвижения ледников. Растительность днищ долин была уничтожена в верховьях ледниковых долин, и отступила вниз по долинам на сотни метров. Прирост сосен здесь был минимальным. Растительные пояса по склонам гор спустились вниз на 200—500 м. Фрагменты горных степей оказались в неблагоприятных условиях.
Наступания ледников, прирост деревьев, интенсивность лавинно-селевой деятельности постоянно колебались и в этот период. Нельзя поэтому считать, что весь период XVII—XIX вв. был холодным и влажным. Интересным и, пожалуй, единственным печатным свидетельством о наступающих ледниках Кавказа в XVIII в. могут служить стихи Г. Державина:
Как с ребр там страшных гор лиясь, Ревут в мрак бездн сердиты реки; Как с чел их с грохотом снега Падут, лежавши целы веки. Как глыба там сизоянтарна, Навесясь, смотрит в темный бор.
Действительно, «сизоянтарная» глыба льда, нависающая над сосновым лесом, может быть наблюдаема только тогда, когда ледник наступает. В настоящее время, например, после столетия отступания ледников нижние части ледника обычно покрыты «чехлом» обломочного материала. Вблизи их краев расположено безлесное пространство со свежими ледниковыми отложениями, на которых поселяются прежде всего травы-пионеры. Близкое же соседство с «зеленым бором» возможно при наступании или временной стабилизации края наступающего ледника.
В 1680—1790 гг. прирост сосен как по днищу долины, так и по склону южной экспозиции был относительно высоким. Значительное развитие имела лавинно-селевая деятельность, оставившая следы на соснах днища долины. Однако некоторое оживление ледниковой деятельности и снижение прироста сосен было и в этот отрезок времени (середина XVIII в.). «Сизоянтарная глыба льда», нависающая над сосновым бором, вероятно, осталась в памяти у Г. Державина именно с той поры, когда он ребенком жил в Ставропольском крае, куда был переведен его отец-военный.
Конец XVIII в. и первое десятилетие XIX в. выделяются резким сокращением прироста годичных колец у сосен днища долины, неоднократными продвижениями ледников и некоторым ослаблением лавинно-селевой •деятельности. Интересно отметить, что в конце XVIII в. прирост деревьев снижался как у деревьев днища долины, так и у деревьев склона южной экспозиции. Затем у деревьев по склону южной экспозиции был хороший прирост, что можно связать с возросшим количеством осадков, а у деревьев днища Долины произраставших в непосредственной близости от края ледника,— низкий прирост первые. В течение второй половины XIX в. и в первые десятилетия XX в. ледники неоднократно наступали но пячмеоы их с каждым разом были все меньше и меньше Поэтому сегодня в некоторых долинах можно вид серию моренных валов в форме подков, словно ванных друг Гдруга. Лихенометрические датировки показывают, что каждая внутренняя «подкова» моложе своей внешней «соседки», значительно расстояние и между моренами.
Однако с середины XIX в. начался новый период, характеризующийся повышением температур в высокогорьях что дало возможность продвижения альпийских и субальпийских лугов, лесов и криволесии выше в горы. Одновременно повсеместно наблюдаются черты увеличения сухости, отчего страдают леса южных склонов 60-х годов XX в. стало заметно снижение прироста сосен и сокращение возобновления на верхнем} пределе. Усиление ветров вызывает существенную перестройку растительности из-за надувов снегов, схода лавин и выражается в расширении нижнего и верхнего высотных пределов субальпийского пояса.
Связаны эти явления со 180-летними изменениями, уловить которые удалось по колебаниям прироста сосен. 60-летия плохого прироста чередуются здесь со 120-летиями хорошего. Окончание хорошего прироста произошло около 40-х годов, самые низкие приросты приходились на 1970—1980гг.
Таким образом, современный облик ландшафта несет на себе черты трех разнородных климатических периодов: сухого и теплого периодов VIII—XII вв., влажного и прохладного периодов XIII—XIX вв. и в последнее столетие отчетливо прослеживается период относительно высоких температур и уменьшения увлажненности.