Недавно в Японии появился в продаже электронный прибор, который позволяет подслушивать «разговоры» рыб: специальное приспособление усиливает звуки, издаваемые обитателями морей, озер и рек. Создавая прибор, конструкторы думали о рыбаках, он должен был помогать им определить место, куда лучше забросить удочку. Но неожиданно выяснилось, что прибор этот покупают совсем не рыбаки. Люди, не проявляющие никакого интереса к рыбной ловле, вооружившись хитрым прибором, часами просто слушают рыбьи «разговоры». Узнав, как «говорят» рыбы в одном подводном царстве, они отправляются дальше и подслушивают, о чем идет речь у их соседей, а потом сравнивают, где же «разговоры» интереснее.
Недавно в Японии появился в продаже электронный прибор, который позволяет подслушивать «разговоры» рыб: специальное приспособление усиливает звуки, издаваемые обитателями морей, озер и рек. Создавая прибор, конструкторы думали о рыбаках, он должен был помогать им определить место, куда лучше забросить удочку. Но неожиданно выяснилось, что прибор этот покупают совсем не рыбаки. Люди, не проявляющие никакого интереса к рыбной ловле, вооружившись хитрым прибором, часами просто слушают рыбьи «разговоры». Узнав, как «говорят» рыбы в одном подводном царстве, они отправляются дальше и подслушивают, о чем идет речь у их соседей, а потом сравнивают, где же «разговоры» интереснее.
Этот пример очень показателен. В наш век расцвета техники, роста городов люди все чаще стремятся побыть хоть немного наедине с природой. Близость к природе изначальна, ее генетические истоки заложены в далеких пластах истории человечества. И тут уж ничего не поделаешь. Это одна сторона проблемы. А другая — в наш XX век выше становится эколо гическая культура: понимание человеком своего места в окружающей среде как частицы этой среды, частицы, наделенной разумом, интеллектом. Человек стал осознавать, что он должен научиться сочетать в себе и покорителя природы и ее защитника.
Движение за охрану природы в последние годы стало особенно мощным. И многие теперь берут в руки вместо обычного ружья фоторужье, вместо сетей и удочек — прибор для подслушивания рыбьих «разговоров», вместо капканов и ловушек— магнитофоны.
Побыть в лесу день — прекрасно, особенно если он проведен не бесцельно. Конечно, записать на магнитофон ту или иную песню птицы, крик зверя непросто: надо довольно много знать о них. Но тем радостнее будет удача, тем ближе станут «братья наши меньшие».
Когда-то наши предки хорошо разбирались в голосах животных. А разве для нас с вами все потеряно?
Этот пример очень показателен. В наш век расцвета техники, роста городов люди все чаще стремятся побыть хоть немного наедине с природой. Близость к природе изначальна, ее генетические истоки заложены в далеких пластах истории человечества. И тут уж ничего не поделаешь. Это одна сторона проблемы. А другая — в наш XX век выше становится эколо гическая культура: понимание человеком своего места в окружающей среде как частицы этой среды, частицы, наделенной разумом, интеллектом. Человек стал осознавать, что он должен научиться сочетать в себе и покорителя природы и ее защитника.
Движение за охрану природы в последние годы стало особенно мощным. И многие теперь берут в руки вместо обычного ружья фоторужье, вместо сетей и удочек — прибор для подслушивания рыбьих «разговоров», вместо капканов и ловушек— магнитофоны.
Побыть в лесу день — прекрасно, особенно если он проведен не бесцельно. Конечно, записать на магнитофон ту или иную песню птицы, крик зверя непросто: надо довольно много знать о них. Но тем радостнее будет удача, тем ближе станут «братья наши меньшие».
Когда-то наши предки хорошо разбирались в голосах животных. А разве для нас с вами все потеряно?