Когда приезжаешь в знакомые места, все равно что в другом возрасте берешь в руки читанную некогда книгу: воспринимаешь все по-новому. А мне сейчас это очень нужно.
За прошедшие восемь лет мысли об аласах достаточно «отлежались» в моей голове, подобно рукописи в столе. Давнее желание — побурить в аласах и на межаласьях, снова походить по ним, проверяя каждый шаг,— теперь исполнялось.
На пути основной командировки в Тикси— Норильск — Игарку и дальше мне разрешили, дали возможность на месяц заехать на Междуречье. По старой памяти начальник мерзлотной станции в Серге-ляхе (когда-то «моей»!) Мельников распорядился передать мне на этот срок отряд, то есть рабочих с машиной и оборудованием, от гидрохимика станции, моего друга Нины Петровны, заканчивающей там свои исследования подаласных таликов.
И вот мы с Гаврилой — лаборантом-якутом, нанятым в Якутске,— и со всем экспедиционным имуществом едем по тайге… на такси, на самом настоящем, с шашечками.
Мне приходилось в жизни ездить по-всякому. На поездах — от пульмановских международных вагонов до четвертоклассных, которые в детстве моем называли «максимом», со сплошными полками-полатями; в товарных — внутри, на тормозах и даже на буферах, да еще с кое-каким рабочим скарбом (начальник станции при этом отворачивался, ибо помочь не мог); на паровозах, пароходах — от каюты «люкс» до открытси ледяным ветрам Берингова моря палубы под шлюпками; на собачьих упряжках, оленях с нартами и верхом (много, много), на лошадях — верховых и, конечно, на автомашинах. А на такси в тайге — впервые!
Мне кажется, что направляемся мы в этом такси прямиком к вратам царства, о которых давно мечталось. Врата эти — мост через реку Тамму, за которой и ждет меня отряд Нины Петровны Анисимовой. Шофера зовут Вадим, он из Рязани, коренаст, круглолиц, гостеприимно добродушен, как щедрый хозяин,— другой бы по тайге так просто не поехал. Гаврила дремлет позади, несмотря на бездорожную тряску облокотившись на большой рюкзак. Вчера мы переправились через Лену, от Бестяха тоже на такси добрались до Майи и устроились в гостинице. Да, в Майе гостиница.
С берегов Лены на такси — прогресс даже более ощутимый, чем из Полтавы в Диканьку. Встретить такси на ленском берегу, где почти сразу начинается тайга, не совсем обычно. Ни столбика с картинкой, ни асфальта, только гравий, политый кое-где мазутом с катеров, ополаскиваемый речной волной, да рыхлый песок.
Утро в гостинице было ласковое и обещающее Блаженно покидая ночное тепло кровати и предчувствуя счастливые дни приближающегося «царства», я мельком взглянула на соседнюю койку—их в комнате стояло восемь—и замерла… Из сбившегося набок простынного кокона, почти вплотную ко мне, глянули на меня глаза немолодой якутки — нечеловечьи страшные щелки в воспаленных, вывернутых веках.
За прошедшие восемь лет мысли об аласах достаточно «отлежались» в моей голове, подобно рукописи в столе. Давнее желание — побурить в аласах и на межаласьях, снова походить по ним, проверяя каждый шаг,— теперь исполнялось.
На пути основной командировки в Тикси— Норильск — Игарку и дальше мне разрешили, дали возможность на месяц заехать на Междуречье. По старой памяти начальник мерзлотной станции в Серге-ляхе (когда-то «моей»!) Мельников распорядился передать мне на этот срок отряд, то есть рабочих с машиной и оборудованием, от гидрохимика станции, моего друга Нины Петровны, заканчивающей там свои исследования подаласных таликов.
И вот мы с Гаврилой — лаборантом-якутом, нанятым в Якутске,— и со всем экспедиционным имуществом едем по тайге… на такси, на самом настоящем, с шашечками.
Мне приходилось в жизни ездить по-всякому. На поездах — от пульмановских международных вагонов до четвертоклассных, которые в детстве моем называли «максимом», со сплошными полками-полатями; в товарных — внутри, на тормозах и даже на буферах, да еще с кое-каким рабочим скарбом (начальник станции при этом отворачивался, ибо помочь не мог); на паровозах, пароходах — от каюты «люкс» до открытси ледяным ветрам Берингова моря палубы под шлюпками; на собачьих упряжках, оленях с нартами и верхом (много, много), на лошадях — верховых и, конечно, на автомашинах. А на такси в тайге — впервые!
Мне кажется, что направляемся мы в этом такси прямиком к вратам царства, о которых давно мечталось. Врата эти — мост через реку Тамму, за которой и ждет меня отряд Нины Петровны Анисимовой. Шофера зовут Вадим, он из Рязани, коренаст, круглолиц, гостеприимно добродушен, как щедрый хозяин,— другой бы по тайге так просто не поехал. Гаврила дремлет позади, несмотря на бездорожную тряску облокотившись на большой рюкзак. Вчера мы переправились через Лену, от Бестяха тоже на такси добрались до Майи и устроились в гостинице. Да, в Майе гостиница.
С берегов Лены на такси — прогресс даже более ощутимый, чем из Полтавы в Диканьку. Встретить такси на ленском берегу, где почти сразу начинается тайга, не совсем обычно. Ни столбика с картинкой, ни асфальта, только гравий, политый кое-где мазутом с катеров, ополаскиваемый речной волной, да рыхлый песок.
Утро в гостинице было ласковое и обещающее Блаженно покидая ночное тепло кровати и предчувствуя счастливые дни приближающегося «царства», я мельком взглянула на соседнюю койку—их в комнате стояло восемь—и замерла… Из сбившегося набок простынного кокона, почти вплотную ко мне, глянули на меня глаза немолодой якутки — нечеловечьи страшные щелки в воспаленных, вывернутых веках.